Вопрос ребром: «причесать» рынок автоперевозок на короткое время, или найти деньги и оживить бизнес?

25 апреля 2017

Тарас Коваль – о необходимости системы, которая работает без посредников

Вопрос ребром: «причесать» рынок автоперевозок на короткое время, или найти деньги и оживить бизнес?

Объединение в саморегулируемую организацию (СРО) поможет только в том случае, если стоит задача «причесать» рынок автоперевозок на короткое время или по политическим мотивам. Если нужно найти деньги и оживить бизнес, то путь – иной. Так считает генеральный директор компании «Нева-Трейлер» Тарас Коваль.

«Нафталиновая» идея

– Налицо попытка упаковать «нафталиновую» идею создания саморегулируемых организаций в автотранспорте в новую, более привлекательную обертку, а ведь ей более десяти лет, – так собеседник «Логируса» прокомментировал предложение президента ассоциации «ГрузАвтоТранс» Владимира Матягина объединяться в СРО, чтобы совместными усилиями навести порядок на рынке.

Во-первых, Коваль считает, что за эти десять лет произошли существенные изменения с точки зрения систем контроля и возможностей обеспечения контроля. «Во-вторых, на мой взгляд, саморегулируемые организации и автотранспорт не совместимы в принципе. Понятно объединение частных предпринимателей в ассоциации, по свободному принципу, чтобы скомплектовать какие-то пожелания и требования, но когда их насильно начинают загонять… Они готовы объединяться в ассоциации, но никак не в СРО, чтобы себя дополнительно ограничить», – полагает он.

– Инициаторы объединения в СРО умело путают – не знаю, специально или нет – саморегулируемую организацию и ассоциацию. На заседании одной из рабочих групп при Минтрансе было вновь озвучено предложение создать самостоятельно такую организацию без навязывания ее всем участникам рынка. Если такая структура будет жизнеспособна, она будет интересна, тогда и появится тема для разговора, чтобы сделать это в законодательном порядке – для всех перевозчиков без исключения. Полностью поддерживаю такое контрпредложение и считаю, что так, в принципе, и должно быть, – продолжил собеседник «Логируса».

Монополия vs право

Также, подчеркнул Коваль, на рынке автоперевозок в основном работают мелкие предприниматели. «Поэтому говорить о том, что они сами себя могут регулировать, означает противоречить вообще самой сути автотранспорта. К тому же возникает вопрос, зачем подменять функции государства по контролю за допуском на рынок», – отметил нестыковку идеи объединения в СРО с реалиями.

– Складывается впечатление, что инициаторы, ни больше, ни меньше, хотят создать своего рода монополию входа на рынок. То есть практически создать такой закрытый «кружок». Видимо, они считают, что это приведет к изменению ценообразования и улучшит ситуацию для автоперевозчиков, – пояснил собеседник «Логируса».

По словам Тараса Коваля, идея не нова и пользуется определенной поддержкой. «Если сравнить подобные предложения и их реализацию у нас, в России, и в других странах, то получается, что они ни к чему хорошему не приводят. Зачастую сторонники таких мер ссылаются на ситуацию в Греции конца 70-х – начала 80-х годов. Очень мощная была структура профессиональных союзов, где рынок был ограничен. Где сейчас Греция, известно всем», – напоминает глава компании.

– И тут же хочется привести второй пример: одна из самых известных, практически саморегулируемых организаций или очень близких к этому – это Ассоциация международных автоперевозчиков, – провел аналогию собеседник «Логируса». – Неоднократно на различных встречах и конференциях АСМАП высказывалась идея ограничения рынка в той или иной степени. И, на мой взгляд, если бы не международные соглашения России, которые необходимо выполнять, то призывы закрыть рынок имели бы больший эффект. В этой ситуации непонятно, почему перевозчики возмущаются, когда происходит такое же лоббирование интересов, например, производителей автомобилей и запчастей к ним.

Глава «Нева-Трейлер» уверен, что попытка «прикрыть» рынок приводит к ухудшению ситуации на нем. «Я не знаю ни одного примера, когда жесткое администрирование улучшало бы ситуацию на рынке и давало бы возможность ему развиваться и зарабатывать», – сказал он.

Уместно здесь напомнить и о конфликте ФТС и АСМАП, когда книжки МДП выдавала ассоциация, но практически никто из перевозчиков не мог ими воспользоваться, поскольку таможенные органы их вдруг перестали принимать к оформлению почти во всех пунктах пропуска на российской границе.

– Как тогда поступила ФТС, и все молчали?! И сколько времени решали… При том, что это международная структура… В России АСМАП – единственная гарантийная организация. В странах Европы, как правило, две такие структуры, в Германии – даже три. Поэтому у людей всегда есть выбор, – уточнил Коваль.

Впечатления туристов

Следующий вопрос – предложение о профессиональной подготовке. «У меня возникают сомнения, что у большинства представителей профессиональных и общественных организаций на рынке автоперевозок есть это образование. Мне кажется это нелогичным. Следовало бы сначала получить это образование, а потом делать предложения, потому что достаточно много вопросов, которые вынесены на обсуждение, по сути, находятся на уровне образовательных программ », – посетовал собеседник «Логируса».

Он считает неуместным приводить в пример США и Австралию в качестве стран, где СРО себя хорошо зарекомендовали. «Почему именно они? Для того чтобы приводить что-то в пример, нужно сначала поработать в этой системе, чтобы понять работу системы изнутри. Иначе анализ ситуации очень смахивает на впечатления туристов. К тому же между транспортом, дорожной структурой, географическим положением и другими параметрами должна быть гармонизация. У России с ними – страной на другом континенте и страной-континентом – с точки зрения гармонизации в автотранспортной системе общего почти ничего нет. Это небо и земля. Поэтому такие примеры кажутся глубоко нелогичными и вредными», – продолжил Тарас Коваль.

Глава компании полагает, что профессиональный уровень определяют международные перевозчики и небольшая часть внутренних ведущих компаний, потому что международным перевозчикам всегда приходится учиться. Этому способствуют действия контролирующих органов зарубежных стран

– Ну и последнее, о чем хотелось бы сказать: сейчас объединение в саморегулируемые организации стало бы дополнительной административной нагрузкой, способствующей, во-первых, развитию коррупции, а во-вторых, с точки зрения бизнеса, который связан с автотранспортом, резкому ухудшению инвестиционного климата в отрасли, – уверяет собеседник «Логируса». – Потому как, чем больше навязанного администрирования, тем хуже инвестиционный климат. Это на примере практически любой страны можно посмотреть.

Варианты возможны

По мнению Тараса Коваля, есть три варианта дальнейшего развития ситуации на рынке автоперевозок.

– Первый: практически ничего не менять, за что выступают ОПР и другие участники протеста, – привел пример глава компании. – Если оставить все как есть, ситуация приведет к медленной свободной «смерти» перевозчиков, поскольку пик заполнения рынка, по моим наблюдениям, пройден осенью 2013 года. Пока рынок прирастал в объемах, все работало. Возможно, так бы продолжилось еще некоторое время, но геополитические события 2014 года поставили на таком развитии крест.

В качестве второго возможного варианта Коваль назвал вариант административного воздействия, куда включил и создание СРО, и другие виды администрирования, в том числе и ограничение входа на рынок или монополию для избранных. По его словам, такое развитие событий приведет к застою и падению рынка автоперевозок.

– Третий вариант, на мой взгляд, самый оптимальный. Его используют ведущие страны – и Германия, и Америка, и Швеция. Это своего рода «аукцион»: когда при превышении предложения услуг над спросом государство повышает расходную часть для участников рынка. Тем более, когда дополнительные перечисления в бюджет так необходимы государству, особенно если эти средства будут правильно использоваться, – уточнил собеседник «Логируса».

В этом случае – при увеличении расходной части для перевозчиков – на рынке останутся сильнейшие компании и появится интерес финансовых структур. «Кроме повышения ставок в системе «Платон», необходимо также введение контроля за режимом труда и отдыха и весовых ограничений. Эти три позиции приведут к изменению ситуации на рынке», – подчеркнул глава компании.

– Не нужно создавать СРО – нужна система, которая работает без посредников, – подытожил Тарас Коваль.LR

Тэги: Платон, грузоперевозки, автоперевозки, СРО, Нева-Трейлер







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх