В РЖД надеются на прибыль, а тарифы хотят привязать к экспортной цене груза

8 февраля 2016

Предлагаемая железнодорожниками система не поможет естественной монополии сохранить устойчивость

В РЖД надеются на прибыль, а тарифы хотят привязать к экспортной цене груза

Идея привязать тарифы на железнодорожную перевозку экспортных грузов к их цене на FOB прозвучала 4 февраля на совещании межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта под руководством вице-премьера Аркадия Дворковича, сообщают «Ведомости» со ссылкой на собственные источники, которые приписывают идею Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Днем позже на совещании в РЖД представители монополии предложили подумать о привязке тарифа к экспортной цене груза для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и привлечения дополнительных грузов. За основу компания предлагает брать среднюю цену товара на бирже той страны, куда отправляется товар, объяснил источник в РЖД. Конкретной формулы пока нет.

Еще одно предложение ФАС сводится к отмене регулирования железнодорожного тарифа на коротких маршрутах, где доминирует другой вид транспорта. При этом сама монополия рассматривает возможность не свободного ценообразования на коротком плече, а предоставления грузоотправителям скидки до 55%. Кроме того, РЖД хотела бы расширить границы тарифного коридора на коротких расстояниях – до 3000 км.

Прокомментировать предложения «Логирус» попросил президента Уральской логистической ассоциации (УЛА) Сергея Шавзиса.

Собеседник «Логируса» рассказал, что в бытность Министерства путей сообщения (МПС РФ) тарифы на международные перевозки исчислялись в швейцарских франках. Клиент оплачивал сумму в рублях в зависимости от курса франка, расчетная величина которого устанавливалась один раз в три месяца. Когда разразился кризис 1998 года, МПС РФ продолжило взыскивать рубли, но уже по текущему курсу национальной валюты, который упал в 4 раза.

– Таким образом, взыскивая с экспортеров большие платежи, МПС РФ сумело не повышать тарифы на внутренние перевозки до 2001 года, – отметил Шавзис.

По словам эксперта, автомобилисты подняли тарифы вслед за курсом доллара уже в сентябре 1998 года, что позволило железнодорожникам в условиях кризиса начать перевозки в ускоренных контейнерных поездах и за год вытеснить автомобилистов с направления Москва – Урал.

– При этом, МПС РФ придерживалось введенного в 1996 году разделения груза на классы и, собственно, не поднимало, не изменяло тарифов, а только справедливо сохраняло ранее работавшие правила. Это позволило предприятиям планировать свою деятельность, и, по сути, МПС подставило плечо всей экономике страны, – полагает собеседник «Логируса».

По мнению эксперта, предлагаемая система привязки величины тарифа к биржевой стоимости товара представляется менее справедливым и более проблемным путем сохранения устойчивости ОАО «РЖД». «Скажем, цена на черный металл, производимый на Урале на условиях FOB Санкт-Петербург, отличается от цены на тот же металл на условиях FOB Владивосток как раз из-за разницы в величине железнодорожного тарифа. По какому принципу будут выбирать товарные группы, если нефть дешевеет, но идет на экспорт?» – задается вопросом Шавзис.

Во многом российские товары становятся привлекательными для экспорта за счет удельного снижения стоимости перевозки при низком курсе рубля. «При новой системе этот эффект, вероятно, пропадет», – продолжил эксперт.

– Кроме того, прибыль предприятия пополняет бюджет государства, а взысканные высокие тарифы – бюджет РЖД. Хорошо, если, продолжая славные традиции, РЖД откажется от повышения внутренних тарифов в период кризиса. Возможно, тогда и с автомобилистами на коротких расстояниях конкурировать будет проще, – подытожил президент УЛА. LR

Тэги: РЖД, ФАС, тарифы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх