В новых регионах России стоимость аренды вагонов такая, что нужно что-то решать

6 июня 2023

Также предлагается создать механизмы страхования рисков утраты или повреждения жд транспорта

В новых регионах России стоимость аренды вагонов такая, что нужно что-то решать

Глава экономического комитета Совфеда Андрей Кутепов предлагает создать условия для транспортировки зерна из новых регионов России железнодорожным транспортом, учитывая требования по страхованию рисков, сообщают «РИА Новости».

– С целью снижения нагрузки на автомобильные дороги ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской области и граничащих с ними регионов (предлагается) разработать механизм переориентации перевозки зерновых культур с территории новых субъектов РФ с автотранспорта на железнодорожный, включая меры по снижению стоимости аренды железнодорожных вагонов, а также выделение из федерального бюджета субсидий перевозчикам на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате установления льготных тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции железнодорожным транспортом с территории новых субъектов РФ, – сказано в письме, которое сенатор направил в адрес вице-премьера Дмитрия Григоренко и обращение на имя советника президента РФ Максима Орешкина.

Законодатель предлагает создать механизмы страхования рисков утраты (гибели) или повреждения железнодорожного транспорта в новых регионах; рассмотреть вопрос об ограничении перевозки зерна автотранспортом из новых субъектов РФ в случае наличия соответствующего железнодорожного маршрута.

В целях повышения заинтересованности владельцев автодорог в обеспечении надлежащего функционирования автоматических пунктов весогабаритного контроля (АПВГК) предлагается подготовить проект закона, предусматривающий сохранение после 1 января 2024 года целевого финансирования дорожных фондов регионов за счет штрафов за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, зафиксированные на дорогах общего пользования регионального или межмуниципального, местного значения.

Кутепов предлагает «подготовить правовую базу для обеспечения непрерывного мониторинга функционирования АПВГК посредством создания единой автоматизированной системы весогабаритного контроля, которая будет предусматривать интеграцию всех пунктов весогабаритного контроля в единый контур, регламентацию информационного взаимодействия с региональными и муниципальными системами, агрегацию сведений обо всех нарушениях весогабаритных параметров».

Сенатор ратует о создании реестра владельцев грузовых транспортных средств, а также о введении обязательного требования к ним указывать в реестре факт передачи транспортного средства.

Предлагает парламентарий «проработать вопрос об организации отдельных пунктов дополнительного досмотра транспортных средств (контрольно-пропускных пунктов) на границе с новыми субъектами РФ, через которые допускается транспортировка зерновых и иных сельскохозяйственных культур».

По данным Минсельхоза за 2022 год, по трафику с новыми субъектами вывезено 2,9 миллиона тонн продукции, из которых порядка 50% автомобильным транспортом. В 2023 году по указанному направлению планируется к вывозу более 7 миллиона тонн, из которых не менее 1,7 миллиона тонн – автотранспортом.

По данным Минтранса, сейчас непосредственно в самих новых регионах весогабаритный контроль не осуществляется. Часть пунктов контроля в России находятся в тестовом режиме, в результате чего невозможно выписывать постановления о нарушениях. При этом, по данным МВД, в текущем году выявлено 61 транспортное средство, перевозящее зерно без пропуска или с поддельными документами. В виду перегруза транспорта автомобильные дороги быстрее приходят в негодность.

При этом существует ресурс перевозки зерна железнодорожным транспортом, отмечает сенатор. Одновременно с этим, в связи с действиями, связанными со специальной военной операцией в новых регионах РФ, а также на приграничных территориях необходимо в каждом конкретном случае определять целесообразность восстановления автомобильных дорог с точки зрения сохранения конечной экономики перевозки зерна, считает Кутепов.

– В целях перераспределения транспортных потоков для вывоза зерна и аккумуляция его перевозки на железнодорожный транспорт требуются вагоны. Общая проблема заключается в самом дефиците вагонов, а также в высокой стоимости аренды, – уточнил Кутепов.

По данным Минсельхоза, зимой стоимость транспортировки зерна из новых регионов в Крым достигала 2,3 тысячи рублей за тонну, что, по оценкам, в два раза выше, чем аналогичные расстояния в других субъектах РФ.

Аренда вагонов составляет 75% в стоимости тарифа на перевозку. Такая ситуация вызвана тем, что страховые компании отказывают в покрытии страховых рисков утраты (гибели) или повреждения как вагонов, так и грузов в новых регионах, а также в Крыму, Брянской, Белгородской, Курской, Ростовской и Воронежской областях. Без страхования лизинговые компании запрещают использовать вагоны в лизинге (а это 30% парка) в новых и приграничных регионах либо все риски перекладывают в стоимость вагона, пояснил Кутепов.

Ранее на совещания в Совфеде были предложены меры по урегулированию проблемы страхования не только железнодорожного транспорта в новых регионах, но и иных видов транспорта, а также строительной техники.

– «Невоенные» риски страховать в рамках имеющейся сейчас практики с созданием необходимой для этого инфраструктуры для фактического присутствия страховых компаний на территории. «Военные» риски страховать с привлечением средств федерального бюджета. Оператором для доведения государственных субсидий определить Российскую национальную перестраховочную компанию, – говорится в письме.

Кутепов также отмечает, что в части связанности регионов железной дорогой Мариуполь отрезан от Ростова-на-Дону, Донецка и Бердянска, а Бердянск отрезан от Мелитополя.

– Наличие такой связки автоматически разгрузит автомобильные дороги, – резюмировал Кутепов.

Напомним, автовозы на Крымский мост не пускают. Из-за использования альтернативных маршрутов, в том числе пролегающих по новым территориям, затраты на транспортировку возрастают на 20-30%. LR

Тэги: железнодорожные грузоперевозки, новые территории







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх