Угольный провал: РЖД теряет миллионы тонн из-за недогруза
14 апреля 2025В Союзе операторов железнодорожного транспорта считают, что ситуация отражает «несовершенство системы заявок» и попытки переложить ответственность на грузовладельцев

В первом квартале 2024 года ОАО РЖД столкнулось с массовым недогрузом угля по согласованным заявкам: до 30% грузов, заявленных на западное направление, так и не были предъявлены к перевозке, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на заместителя генерального директора компании Михаил Глазков.
Проблема усугубляется тем, что 72 тыс. порожних полувагонов, зарезервированных для Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), простаивают на путях, мешая эксплуатационной работе. «Они сегодня стоят на путях общего пользования, влияя на логистику», – подчеркнул представитель РЖД.
Основные причины срыва поставок – низкие мировые цены на уголь и неблагоприятный курс рубля. Независимый эксперт Максим Шапошников пояснил:
«С февраля резкое укрепление рубля сделало экспорт угля нерентабельным. В таких условиях отказ от погрузки по ранее согласованным планам логичен».
По данным Argus, в марте 2025-го средний курс доллара упал до 86,51 руб. против 92,74 руб. в феврале, что ударило по маржинальности экспорта. Шапошников прогнозирует, что ситуация может сохраниться до конца 2025 года.
РЖД частично компенсировало выпадающие объемы за счет переключения на перевозку металлов и удобрений. Однако в марте проблема обострилась: на Северо-Кавказской, Октябрьской и Западно-Сибирской железных дорогах ежедневно недогружалось 1,6 тыс. вагонов (около 100 тыс. тонн угля).
В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) считают, что ситуация отражает «несовершенство системы заявок» и попытки переложить ответственность на грузовладельцев.
Между тем, РЖД предлагает ужесточить штрафы за недогруз. Сейчас за инфлированную заявку для грузоотправителя установлен в 10 руб. за каждую непогруженную тонну и 50-200 руб. за контейнер.
По словам Михаила Глазкова, ОАО «РЖД» предлагает вернуться к идее повышения штрафа в 24 раза. Монополия безуспешно предлагала индексацию в 2021 году и повторно в июне 2024 года. Сейчас РЖД предлагает ввести дифференцированный штраф.
– Если клиент отказался за 15 суток – одна сумма, за 5 суток – выше, за сутки – максимальный штраф, покрывающий наши издержки, – пояснил Глазков.
Напомним, погрузка РЖД в январе 2025 года сократилась на 1,8% к аналогичному периоду прошлого года, до 93,1 млн тонн, отчитались в РЖД. Топ-менеджеры монополии такую динамику объясняют вступлением в силу Правил недискриминационного доступа, действие которых приостановили весной 2022 года. LR
Фото: © Вячеслав Палес / Фотобанк Лори
История вопроса
Высокодоходным грузам «расчистили» восточное направление, но они туда не спешат
Погрузку на железной дороге уронили правила недискриминационного доступа
Восстановления погрузки РЖД придется ждать в лучшем случае год
По словам Глазкова, только в западном направлении ежесуточно недогружалось более 150 тыс. тонн угля, что в месячном выражении составило 4,5 млн тонн. «Каждый третий вагон, поставленный на рейс, оказался лишним», – отметил он.Высокодоходным грузам «расчистили» восточное направление, но они туда не спешат
Погрузку на железной дороге уронили правила недискриминационного доступа
Восстановления погрузки РЖД придется ждать в лучшем случае год
Проблема усугубляется тем, что 72 тыс. порожних полувагонов, зарезервированных для Западно-Сибирской железной дороги (ЗСЖД), простаивают на путях, мешая эксплуатационной работе. «Они сегодня стоят на путях общего пользования, влияя на логистику», – подчеркнул представитель РЖД.
Основные причины срыва поставок – низкие мировые цены на уголь и неблагоприятный курс рубля. Независимый эксперт Максим Шапошников пояснил:
«С февраля резкое укрепление рубля сделало экспорт угля нерентабельным. В таких условиях отказ от погрузки по ранее согласованным планам логичен».
По данным Argus, в марте 2025-го средний курс доллара упал до 86,51 руб. против 92,74 руб. в феврале, что ударило по маржинальности экспорта. Шапошников прогнозирует, что ситуация может сохраниться до конца 2025 года.
РЖД частично компенсировало выпадающие объемы за счет переключения на перевозку металлов и удобрений. Однако в марте проблема обострилась: на Северо-Кавказской, Октябрьской и Западно-Сибирской железных дорогах ежедневно недогружалось 1,6 тыс. вагонов (около 100 тыс. тонн угля).
В Союзе операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ) считают, что ситуация отражает «несовершенство системы заявок» и попытки переложить ответственность на грузовладельцев.
Между тем, РЖД предлагает ужесточить штрафы за недогруз. Сейчас за инфлированную заявку для грузоотправителя установлен в 10 руб. за каждую непогруженную тонну и 50-200 руб. за контейнер.
По словам Михаила Глазкова, ОАО «РЖД» предлагает вернуться к идее повышения штрафа в 24 раза. Монополия безуспешно предлагала индексацию в 2021 году и повторно в июне 2024 года. Сейчас РЖД предлагает ввести дифференцированный штраф.
– Если клиент отказался за 15 суток – одна сумма, за 5 суток – выше, за сутки – максимальный штраф, покрывающий наши издержки, – пояснил Глазков.
Напомним, погрузка РЖД в январе 2025 года сократилась на 1,8% к аналогичному периоду прошлого года, до 93,1 млн тонн, отчитались в РЖД. Топ-менеджеры монополии такую динамику объясняют вступлением в силу Правил недискриминационного доступа, действие которых приостановили весной 2022 года. LR
Фото: © Вячеслав Палес / Фотобанк Лори
Тэги: железнодорожные грузоперевозки, РЖД, погрузка, штрафы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

