Уголь теряет вес: ставки на перевозку достигли дна

12 мая 2025

Операторы исчерпали возможности для снижения тарифов, РЖД фиксирует убытки в 428,3 млрд рублей

Уголь теряет вес: ставки на перевозку достигли дна

Ставки на перевозку угля по железной дороге достигли минимальных значений с начала 2023 года. Об этом пишет «Ъ», со ссылкой на данные аналитиков NEFT Research.

В апреле стоимость предоставления вагонов снизилась на 14,7% до 2,21 тыс. рублей за вагон в сутки, что связано с падением цен на твердое топливо на мировом рынке и сокращением объемов отгрузок.

По данным РЖД, в апреле 2025 года было отправлено 26,4 млн тонн угля, что на 6,7% меньше показателей прошлого года. При этом экспортные поставки составили 14,4 млн тонн (-4,6%). Структура экспортных перевозок показала разнонаправленную динамику: восточное направление выросло на 4,8% до 9,5 млн тонн, южное увеличилось в 1,6 раза до 1,4 млн тонн, тогда как северо-западное сократилось на 22,3% до 3,4 млн тонн.

Согласно оценкам Центра ценовых индексов, стоимость использования типового вагона на маршруте Кузбасс-Находка составляет 132 тыс. рублей без НДС, а инновационного – 156 тыс. рублей. При этом вагонная составляющая в структуре транспортных затрат при экспорте угля из Кузбасса достигает $9 за тонну груза, в то время как железнодорожный тариф составляет $44 за тонну.

— Снижение железнодорожных тарифов поддержит рентабельность экспорта на фоне низких мировых цен на уголь и укрепления рубля, — отметили аналитики NEFT Research.

В РЖД указывают на убыточность перевозок угля в восточном направлении, оценивая потери за период 2014-2024 годов в 428,3 млрд рублей.

По мнению старшего аналитика Центра ценовых индексов Романа Шагалова, даже бесплатное предоставление вагонов операторами не сможет сделать рентабельным экспорт энергетического угля из Кузбасса, себестоимость которого оценивается в $30 за тонну. При этом в плюс могут выйти только экспортеры более дорогого металлургического угля.

Эксперты отмечают ограниченный потенциал оптимизации у операторов полувагонов, которые при текущих ставках оперирования в 2 тыс. рублей и лизинговых платежах 3,1 тыс. рублей в сутки практически исчерпали возможности для маневрирования.

По словам партнера NEFT Research по консалтингу Александра Котова, основным решением проблемы может стать прямое государственное субсидирование перевозок или производственных расходов угольных компаний.

Напомним, что по словам президента Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, члена комиссии ГосСовета РФ по направлению транспорт Павла Иванкина, уголь – не убыточен для РЖД. Если убрать его из структуры перевозок, стоимость транспортировки для остальных грузов взлетит в разы. LR

Фото: © Александр Замараев / Фотобанк Лори

Тэги: уголь, РЖД, тарифы, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх