Уголь не пускают на юг
19 июля 2021Проблема возникла еще в конце весны

Стивидоры, работающие в южных портах, недовольны тем, что ОАО «РЖД» не согласовывает провоз запланированных объемов угля на экспорт, пишет газета «Коммерсантъ».
Проблема возникла еще в конце весны, а в июле порты недополучают до половины заявленных объемов. В ОАО «РЖД» комментируют, что погрузка в южном направлении значительно выросла, а перевозки угля удвоились по отношению к 2020 году. Эксперты отмечают, что резкий рост спроса на провозную емкость, вызванный скачком цен на уголь, подчеркивает слабости инфраструктуры и неготовность ОАО «РЖД» к улучшению конъюнктуры основного груза.
В ОАО «РЖД» «Ъ» ответили, что принимают меры по увеличению объемов грузоперевозок на порты АЧБ. Там отмечают как общий рост погрузки на этом направлении (в первом полугодии – на 22%, до 46,2 млн тонн), так и кратное увеличение погрузки угля – в 1,8 раза, до 14,6 млн тонн. За первые 15 дней июля она выросла год к году на 93,4%, до 1,4 млн тонн. В ОАО «РЖД» также напоминают, что продолжают проект развития подходов к портам АЧБ, который увеличит провозную способность до 125 млн тонн в год.
Источник «Ъ» среди портовиков отмечает, что в июле ОАО «РЖД» согласовало перевозку лишь 44% от заявленного грузовладельцами и согласованного портом объема. Причем проблема только с углем, уточняет он: по остальной номенклатуре грузов отказов не было.
Производственные мощности порта по углю загружены лишь на 40%, а простаивающий резерв угольных складов – свыше 40 000 тонн, добавляет собеседник «Ъ». Отказ в удовлетворении заявок в июле приведет к потере 8 млн руб. выручки, при этом такая ситуация может сохраниться в августе и сентябре. Другой собеседник «Ъ» также говорит о «значительном непоступлении» угля в адрес терминала с начала июля, «падение составляет более 50% от объема, заявленного грузоотправителем по основному плану месяца». Еще один источник утверждает, что проблемы с поставками начались в конце весны – начале лета и сейчас объемов недостаточно, хотя порт мог бы существенно нарастить перевалку.
Причина отказов со стороны ОАО РЖД, вероятно, кроется в большой конкуренции за провозные мощности со стороны более доходных для дороги грузов – нефтепродуктов и сельхозтоваров, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.
На сети ОАО «РЖД» наблюдается резкая активизация погрузки угля, поскольку цены на большинстве внешних рынков вышли на десятилетний максимум, в том числе и в Европе, считающейся в долгосрочной перспективе угасающим рынком для энергетического угля из-за зеленой повестки. Тем не менее цены CIF ARA выросли на 9 июля до $128 за тонну – более чем вдвое против той же недели 2020 года ($50).
Собеседники «Ъ» на рынке соглашаются, что причиной несогласования заявок стали в том числе рост перевозок угля по всем направлениям из-за высоких цен, а также наличие ограничений, летних ремонтов и т.д.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что резкий рост спроса на уголь на всех основных экспортных направлениях в очередной раз выявил наличие «узких мест» на инфраструктуре и проблем во взаимодействии между дирекциями ОАО «РЖД». Из-за недостаточно качественного прогнозирования проблем в планировании монополия не может в полном объеме использовать возможности роста погрузки, что создает сложности для грузоотправителей, которые в условиях роста ставок фрахта вынуждены оплачивать простои судов в портах, добавляет эксперт.
Среди причин несогласования заявок на перевозку угля в южные порты собеседники «Ъ» называют нехватку локомотивов и, отмечает один из них, интенсификацию пассажирского движения: в этом году, говорит он, дополнительно было поставлено порядка 500 пар пассажирских поездов, что также увеличило нагрузку на сеть.
Однако другой собеседник «Ъ» возражает: хотя пассажиропоток на юге в летний сезон закономерно растет, этот фактор, как и расписание летних ремонтов, уже был учтен при формировании основных планов погрузки на год. Кроме того, добавляет он, в таком случае инфраструктурные ограничения коснулись бы всей номенклатуры грузов, чего не произошло.
Напомним, РЖД планирует по итогам января-июля 2021 года достигнуть по погрузке уровня допандемийного 2019 года. За год компания даже немного превысит показатели позапрошлого года – на 0,5%. Погрузка относительно 2020 года в 2021 году вырастет, по прогнозу, и вовсе на 3,3%. LR
Проблема возникла еще в конце весны, а в июле порты недополучают до половины заявленных объемов. В ОАО «РЖД» комментируют, что погрузка в южном направлении значительно выросла, а перевозки угля удвоились по отношению к 2020 году. Эксперты отмечают, что резкий рост спроса на провозную емкость, вызванный скачком цен на уголь, подчеркивает слабости инфраструктуры и неготовность ОАО «РЖД» к улучшению конъюнктуры основного груза.
История вопроса
Погрузка на сети РЖД превзойдет сама себя
Полувагоны могут сменить профицит на дефицит
РЖД отстали от планов по погрузке
Ассоциация морских торговых портов (АСОП) 15 июля пожаловалась в ОАО РЖД на трудности с согласованием заявок на перевозку угля на экспорт в направлении портов Азово-Черноморского бассейна (АЧБ). АСОП в письме сообщает, что проблемы начались в июле: планы по приему грузов в направлении Северо-Кавказской железной дороги значительно урезаются, также не согласовываются дополнительные объемы. По данным АСОП, из заявленных в Туапсе 122 вагонов угля принято всего 56, в Новороссийск – 56 вагонов из 82 и в Таганрог – 10 из 17. По мнению АСОП, вскоре образуется дефицит грузов, что может привести к приостановке работы отдельных стивидоров, простою зафрахтованных судов и снижению объемов перевалки.Погрузка на сети РЖД превзойдет сама себя
Полувагоны могут сменить профицит на дефицит
РЖД отстали от планов по погрузке
В ОАО «РЖД» «Ъ» ответили, что принимают меры по увеличению объемов грузоперевозок на порты АЧБ. Там отмечают как общий рост погрузки на этом направлении (в первом полугодии – на 22%, до 46,2 млн тонн), так и кратное увеличение погрузки угля – в 1,8 раза, до 14,6 млн тонн. За первые 15 дней июля она выросла год к году на 93,4%, до 1,4 млн тонн. В ОАО «РЖД» также напоминают, что продолжают проект развития подходов к портам АЧБ, который увеличит провозную способность до 125 млн тонн в год.
Источник «Ъ» среди портовиков отмечает, что в июле ОАО «РЖД» согласовало перевозку лишь 44% от заявленного грузовладельцами и согласованного портом объема. Причем проблема только с углем, уточняет он: по остальной номенклатуре грузов отказов не было.
Производственные мощности порта по углю загружены лишь на 40%, а простаивающий резерв угольных складов – свыше 40 000 тонн, добавляет собеседник «Ъ». Отказ в удовлетворении заявок в июле приведет к потере 8 млн руб. выручки, при этом такая ситуация может сохраниться в августе и сентябре. Другой собеседник «Ъ» также говорит о «значительном непоступлении» угля в адрес терминала с начала июля, «падение составляет более 50% от объема, заявленного грузоотправителем по основному плану месяца». Еще один источник утверждает, что проблемы с поставками начались в конце весны – начале лета и сейчас объемов недостаточно, хотя порт мог бы существенно нарастить перевалку.
Причина отказов со стороны ОАО РЖД, вероятно, кроется в большой конкуренции за провозные мощности со стороны более доходных для дороги грузов – нефтепродуктов и сельхозтоваров, считает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.
На сети ОАО «РЖД» наблюдается резкая активизация погрузки угля, поскольку цены на большинстве внешних рынков вышли на десятилетний максимум, в том числе и в Европе, считающейся в долгосрочной перспективе угасающим рынком для энергетического угля из-за зеленой повестки. Тем не менее цены CIF ARA выросли на 9 июля до $128 за тонну – более чем вдвое против той же недели 2020 года ($50).
Собеседники «Ъ» на рынке соглашаются, что причиной несогласования заявок стали в том числе рост перевозок угля по всем направлениям из-за высоких цен, а также наличие ограничений, летних ремонтов и т.д.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что резкий рост спроса на уголь на всех основных экспортных направлениях в очередной раз выявил наличие «узких мест» на инфраструктуре и проблем во взаимодействии между дирекциями ОАО «РЖД». Из-за недостаточно качественного прогнозирования проблем в планировании монополия не может в полном объеме использовать возможности роста погрузки, что создает сложности для грузоотправителей, которые в условиях роста ставок фрахта вынуждены оплачивать простои судов в портах, добавляет эксперт.
Среди причин несогласования заявок на перевозку угля в южные порты собеседники «Ъ» называют нехватку локомотивов и, отмечает один из них, интенсификацию пассажирского движения: в этом году, говорит он, дополнительно было поставлено порядка 500 пар пассажирских поездов, что также увеличило нагрузку на сеть.
Однако другой собеседник «Ъ» возражает: хотя пассажиропоток на юге в летний сезон закономерно растет, этот фактор, как и расписание летних ремонтов, уже был учтен при формировании основных планов погрузки на год. Кроме того, добавляет он, в таком случае инфраструктурные ограничения коснулись бы всей номенклатуры грузов, чего не произошло.
Напомним, РЖД планирует по итогам января-июля 2021 года достигнуть по погрузке уровня допандемийного 2019 года. За год компания даже немного превысит показатели позапрошлого года – на 0,5%. Погрузка относительно 2020 года в 2021 году вырастет, по прогнозу, и вовсе на 3,3%. LR
Тэги: РЖД, железнодорожные грузоперевозки, уголь, порты
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

