УФАС Питера признало местного стивидора абсолютно невиновным

9 февраля 2015

Антимонополисты Санкт-Петербурга сочли цены Первого контейнерного терминала приемлемыми

УФАС Питера признало местного стивидора абсолютно невиновным

Почти полтора года понадобилось Санкт-Петербургскому УФАС для принятия решения о том, что цены на услуги Первого контейнерного терминала не являются монопольно высокими и в действиях компании нет признаков нарушения закона о «Защите конкуренции». Решение опубликовано на сайте ФАС 5 февраля 2015 года.

Санкт-Петербургское УФАС в октябре 2013 года по заявлению ООО «Магистральстройсервис» возбудило дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ЗАО «Первый контейнерный терминал» по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в установлении монопольно высокой цены за услуги по перемещению груза в целях досмотра и взвешивания по указанию таможенных органов.

По мнению заявителя, стивидорная компания установила монопольно высокую цену за услугу по перемещению контейнера на морском терминале компании в границах морского порта «Большой порт Санкт-Петербург» в целях досмотра таможенными органами, а именно: перемещение контейнера для досмотра – 250 долл., перемещение контейнера для взвешивания – 210 долл. «Магистральстройсервис» представил сравнительные расценки, установленные на тот момент различными операторами «сухих» контейнерных терминалов за услуги по перемещению груза к месту таможенного досмотра: ООО «Корунд терминал» – 47 долл. США, ЗАО «Логистика Терминал» – 34 долл., которые, полагает заявитель, аналогичны услугам морских терминалов и включают в себя такие операции, как «вынуть контейнер из стока, поставить на «площадку», перевести к месту досмотра, а затем обратным путем вернуть контейнер в сток».

Грузооборот ООО «Магистральстройсервис» через терминал ЗАО «ПКТ», где раположен таможенный пост Балтийской таможни «Турухтанный», составил во второй половине 2012 г. – 470 контейнеров, в 2013 г. – 124, в 2014 г. (I-III кв.) – 540. При этом количество контейнеров, в отношении которых таможенными органами проводились таможенные операции по ИДК, взвешиванию и досмотру составило: во второй половине 2012 г. – 196 (досмотр), 345 (осмотр ИДК), 307 (взвешивание); в 2013 г. – 12 (досмотр) и 13 (взвешивание), в 2014 году (I-III кв.) – 1 (досмотр) и 1 (взвешивание). За перемещение указанных контейнеров «Магистральстройсервис», как и другие грузополучатели, расплачивался не напрямую с ПКТ, а по счетам агентов морских линий.

Как сообщается в решении, расчет тарифов терминала на ПРР производится по методике, согласованной в 1995 году. Размер плановой прибыли, применяемый в расчетах, равен 50%, что соответствует размеру, установленному также в 1995 году. Изменений после отмены регулирования тарифов нет (ФСТ в качестве эксперимента отменила госрегулирование тарифов на услуги субъектов естественных монополий в портах Балтики в 2013 году – LR), а расчет накладных расходов осуществляется по фактическим расходам.

Заметим, в прошлом году рассмотрение дела на несколько месяцев приостанавливалось из-за того, что Санкт-Петербургское УФАС возбуждало дело против заявителя о непредставлении по требованию антимонопольного органа необходимой информации (по сведениям «Логируса», «Магистральстройсервис» представил большой объем документов с небольшим опозданием).

Согласно проведенному УФАС анализу, в Большом порту Санкт-Петербург услуги по перевалке поступающих в морской порт контейнерных грузов осуществляет шесть стивидорных компаний, доли которых в 2012 году распределились следующим образом: ПКТ – 50,04%, КТСП – 13,56%, Петролеспорт – 29,99%, «Нева-Металл» – 0,20%, «Моби-Дик» – 4,8%, «Русмарин-Форвардинг» – 1,37%. По итогам 10 месяцев 2013 года доли указанных компаний составили: ПКТ – 43,6%, КТСП – 28,0%, Петролеспорт – 28,0%, «Нева-Металл» – 2,5%, ООО «Моби-Дик» – 8,7%, «Русмарин-Форвардинг» – 1,4%.

Руководствуясь законом о защите конкуренции, согласно которому монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, УФАС не нашло нарушений со стороны ПКТ и приняло решение о прекращении дела.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд, однако опрошенные «Логирусом» участники ВЭД полагают, что заявитель не будет предпринимать дальнейших шагов, поскольку обжалование решения УФАС в суде бессмысленно. По их мнению, основной целью компании при обращении в антимонопольную службу было снижение расценок. Импортеры надеялись, что это дело привлечет внимание к «беспределу» стивидоров, и под давлением административного ресурса в лице ФАС последние все-таки снизят тарифы.

Напомним, Первый контейнерный терминал и Петролеспорт являются 100-процентной собственностью крупнейшего контейнерного оператора Global Ports, компания «Моби-Дик» принадлежит ему частично. В результате приобретения оператором Национальной контейнерной компании, на что дала разрешение ФАС, доля Global Ports в порту Санкт-Петербург сейчас превышает 80%. Одним из условий ФАС было не нарушать антимонопольное законодательство, поэтому любое минимальное нарушение может привести к формальному поводу признать сделку недействительной. LR

Тэги: Большой порт Санкт-Петербург, стивидорные компании, статистика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх