У грузовых авиакомпаний тяжело только на сердце, а выручка карман не тянет

30 мая 2023

По итогам прошлого года ведущие игроки рынка заработали на пятилетний антирекорд

У грузовых авиакомпаний тяжело только на сердце, а выручка карман не тянет

Общий чистый убыток крупнейших грузовых авиакомпаний по итогам 2022 года составил 2,1 млрд рублей против суммарной чистой прибыли 59,6 млрд годом ранее. Это худший результат за последние три года. При этом их общая выручка сократилась на 69,2%, до 71,9 млрд рублей, – минимальный результат за последние пять лет. Об этом сообщает «РБК» со ссылкой на отчетность перевозчиков по РСБУ.

Для сравнения: суммарная чистая прибыль ведущих пассажирских авиакомпаний по итогам прошлого года достигла рекордных 87,8 млрд рублей, что в 2,8 раза больше, чем в 2021-м. Это произошло во многом благодаря субсидиям более чем на 100 млрд рублей. Грузовым авиакомпаниям из госбюджета перечислили в десятки раз меньше – 2,9 млрд рублей.

Согласно Росавиации, на конец мая 2023 года в парке семи основных авиакомпаний (в 2021-м обеспечили не менее 54% всех перевозок, за 2022-й открытой информации нет), специализирующихся на перевозке грузов, находится 48 самолетов российского (22) и американского (26) производства.

В середине февраля 2022 года, по данным Росавиации, у этих перевозчиков было на восемь самолетов больше – суммарно 56 грузовых самолетов.

В январе-феврале 2022 года перевозки грузов на воздушном транспорте росли: к аналогичному периоду 2021 года они увеличились на 4,5%, почти до 210 тыс. тонн.

Из-за введения международных ограничений авиакомпания «Волга-Днепр», как указано в ее отчетности, потеряла доступ к четырем арендованным самолетам Ан-124. От перевозки грузов вынужденно отказались крупнейшая грузовая авиакомпания AirBridgeCargo и «Атран» (как и «Волга-Днепр», входят в одноименную группу, основанную Алексеем Исайкиным, который в июне 2022 года попал под санкции Великобритании и вышел из состава акционеров управляющей компании).

В прошлом году общая выручка трех компаний группы «Волга-Днепр» упала в 3,9 раза (до 55,1 млрд рублей) при совокупном чистом убытке 4,3 млрд рублей (против чистой прибыли 56,9 млрд рублей в 2021-м).

Совокупные перевозки грузов, включая почту, всеми российскими авиакомпаниями в 2022 году упали на 59,42%, до 599,05 тыс. тонн, по данным Росавиации. По этому показателю воздушный транспорт откатился примерно до уровня 2001 года, когда компании перевезли 614 тыс. тонн.

После введения антироссийских санкций часть авиакомпаний перенаправили грузопотоки на китайское направление, но в КНР ввели ограничения на полеты самолетов с двойной регистрацией – зарегистрированных в России и еще одной юрисдикции.

Важная часть бизнеса AirBridgeCargo – транзит грузов из Европы в Азию - практически полностью обнулилась, утверждает авиационный эксперт Григорий Померанцев.

Однако благодаря господдержке и переориентации на внутренний рынок и Азию другие перевозчики, как авиакомпания «Волга-Днепр», несмотря на рост издержек, получила чистую прибыль в размере 1,1 млрд рублей. Это произошло в том числе за счет господдержки на 0,9 млрд рублей. Авиакомпания «Авиастар-ТУ» увеличила чистую прибыль с 0,3 млрд до 1 млрд рублей, «Авиакон Цитотранс» – с 0,6 млрд до 1 млрд рублей. «Волга-Днепр» диверсифицировала свою деятельность, получив крупный заказ от московского правительства.

Эксперты отметили перестроение логистических цепочек, когда рамповые самолеты компании, не имеющие ограничений на полеты за рубеж, летали в КНР, а по РФ грузы можно было развозить и на иностранных судах с двойной регистрацией.

Спрос на транспортировку авиационных грузов в прошлом году значительно снизился по сравнению с уровнем 2021 года и оказался также немного ниже показателя допандемийного 2019 года.

В апреле 2023 года грузопоток Домодедово увеличился на 30% к апрелю 2022 года, сообщила пресс-служба аэропорта. Всего за четыре месяца 2023 года грузовые перевозки там выросли на 15%, составив 22 тыс. тонн.

Но весь рынок грузоперевозок, по данным Росавиации, по-прежнему падает двузначными темпами: в январе—апреле все российские авиакомпании перевезли 139,5 тыс. тонн грузов и почты, что на 49% меньше аналогичного периода 2022 года.

– Продолжающиеся меры государства по борьбе с инфляцией за счет охлаждения экономики приведут к дальнейшему снижению объемов грузов в 2023 году, – ожидает Померанцев.

Однако российские грузовые компании переходят на эксплуатацию российской техники и используют рыночные возможности открывающегося после пандемии китайского рынка. AirBridgeCargo, никогда не эксплуатировавшая российскую технику, после года простоя собирается летом возобновить полеты на российских самолетах Ил-96-400Т. Авиакомпания SkyGates после вывода из парка двух Boeing 747 получила российский Ил-76.

Скорее всего, результаты по выручке и прибыли для грузовых авиакомпаний России по итогам этого года будут сопоставимыми с результатами 2022 года, надеется директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Диваков.

Напомним, «Аэрофлот» и S7 предложили узаконить в России «мокрый» лизинг самолетов, когда воздушные суда передаются вместе с экипажем от одной авиакомпании к другой. LR

Тэги: авиаперевозки, статистика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх