Цифровой двойник таксопарка: ИИ выявляет слабых водителей и чинит машины до поломки
1 ноября 2025Данные с телефонов водителей и телематики превращаются в план по спасению прибыли таксопарка
Пилотный проект внедрения цифрового двойника для управления таксомоторным парком показал экономический эффект в размере 3-5 млн рублей ежегодно на парк из 100 автомобилей за счет оптимизации логистики, снижения расхода топлива и внедрения предиктивного ремонта. Алексей Костенюк, руководитель направления «Цифровой транспорт» в СберМобайле, подробно разобрал этот опыт на отраслевой конференции «Цифровизация транспорта».
Костенюк подчеркнул важность терминологии, призвав не путать цифровой двойник с цифровой тенью. «Если грубо и кратко, то цифровой двойник – это динамичная виртуальная копия физического актива и системы, которая объединяет данные из множества источников», – пояснил он. Такая система обучается на исторических данных с помощью машинного обучения и позволяет проводить симуляции сценариев по принципу «а что если» без риска для реального бизнеса. Архитектура решения выстроена вокруг сбора и интеграции данных из телематики, мобильных приложений водителей, CRM-систем и внешних API, которые затем очищаются, нормализуются и поступают в математические модели для прогнозирования спроса и анализа износа.
Эксперт детально остановился на специфике российского транспорта, которую необходимо учитывать при построении цифровых двойников. Первая особенность – это разрозненность и гибридность автопарков, где европейские производители были заменены на партнеров с Востока, что привело к разным уровням оснащения даже внутри одного модельного года и разным формам владения транспортными средствами. «Архитектура должна быть гибкой и работать по принципу партнера, который дает рекомендации даже при неполных данных», – отметил Костенюк. Вторая ключевая специфика – высокая зависимость от человеческого фактора. Для ее нивелирования создается цифровой двойник водителя, который оценивает надежность через соблюдение графиков работы и процент отмененных заказов, безопасность через анализ стиля вождения и интеграцию с тахографами, а также клиентский сервис через рейтинги и среднее время подачи. Это позволяет выявлять «звезд» и «аутсайдеров» для точечной работы в автоколонне.
Отвечая на вопрос о данных для обучения моделей, Алексей Костенюк подтвердил актуальность тренда на использование синтетических данных. «Хороших данных и информации, структурированных по R&D модели, как раз недостаточно», – констатировал он. По его словам, в работе с одним из клиентов компания использовала обезличенную выборку за два предыдущих года, которую можно считать синтетической. Эти данные, включавшие около 82 тысяч единиц информации по каждой модели автомобиля – от щеток и колодок до сложных агрегатов, помогли продемонстрировать работу системы. «Синтетические данные помогают показать, как работает система. Потому что если данных будет недостаточно, система выдаст результат, от которого станет всем дурно», – пояснил Костенюк. При этом каждый клиент в перспективе должен формировать собственную историю фактических данных, особенно в регионах, где проблема структурирования информации стоит остро.
На вопрос Дмитрия Сергеевича из Центра КАМАЗа о реальных примерах предиктивной аналитики Костенюк привел конкретный кейс. Клиент, предоставивший данные по моделям Gazon Next и Gazelle Next за два года, получил модель, которая выдает спецификацию предстоящих затрат в двух форматах. Первый вариант прогнозирует, какие узлы потребуют замены у каждого автомобиля через определенный пробег, например, 5 тысяч километров. Второй вариант позволяет с помощью «ползунка» моделировать спецификацию затрат на конкретную дату в будущем – к концу квартала или года. «Модель знает историю отказов и текущие цены на агрегаты, формирует реестр и выдает общую сумму затрат, которую компания может заложить в бюджет», – резюмировал Алексей Костенюк.
Напомним, дороги России обзаведутся цифровыми двойниками до конца 2026 года. LR
История вопроса
Дороги России обзаведутся цифровыми двойниками до конца 2026 года
Мост, который сам звонит на ремонт: российские учёные запатентовали цифрового диагноста
В начале своего выступления эксперт обозначил парадокс: несмотря на высокую цифровую зрелость агрегаторов такси, операционная деятельность самих таксопарков остается зоной роста. Ключевые проблемы отрасли, актуальные и для транспортно-экспедиционных компаний, – это высокая волатильность спроса, кадровые сложности, трудности в управлении автопарком и давление на маржу со стороны регуляторов. Цифровой двойник, по словам Алексея Костенюка, становится инструментом перехода от реактивного к проактивному управлению, позволяя моделировать поведение бизнес-процессов в режиме, близком к онлайн.Дороги России обзаведутся цифровыми двойниками до конца 2026 года
Мост, который сам звонит на ремонт: российские учёные запатентовали цифрового диагноста
Костенюк подчеркнул важность терминологии, призвав не путать цифровой двойник с цифровой тенью. «Если грубо и кратко, то цифровой двойник – это динамичная виртуальная копия физического актива и системы, которая объединяет данные из множества источников», – пояснил он. Такая система обучается на исторических данных с помощью машинного обучения и позволяет проводить симуляции сценариев по принципу «а что если» без риска для реального бизнеса. Архитектура решения выстроена вокруг сбора и интеграции данных из телематики, мобильных приложений водителей, CRM-систем и внешних API, которые затем очищаются, нормализуются и поступают в математические модели для прогнозирования спроса и анализа износа.
Эксперт детально остановился на специфике российского транспорта, которую необходимо учитывать при построении цифровых двойников. Первая особенность – это разрозненность и гибридность автопарков, где европейские производители были заменены на партнеров с Востока, что привело к разным уровням оснащения даже внутри одного модельного года и разным формам владения транспортными средствами. «Архитектура должна быть гибкой и работать по принципу партнера, который дает рекомендации даже при неполных данных», – отметил Костенюк. Вторая ключевая специфика – высокая зависимость от человеческого фактора. Для ее нивелирования создается цифровой двойник водителя, который оценивает надежность через соблюдение графиков работы и процент отмененных заказов, безопасность через анализ стиля вождения и интеграцию с тахографами, а также клиентский сервис через рейтинги и среднее время подачи. Это позволяет выявлять «звезд» и «аутсайдеров» для точечной работы в автоколонне.
Отвечая на вопрос о данных для обучения моделей, Алексей Костенюк подтвердил актуальность тренда на использование синтетических данных. «Хороших данных и информации, структурированных по R&D модели, как раз недостаточно», – констатировал он. По его словам, в работе с одним из клиентов компания использовала обезличенную выборку за два предыдущих года, которую можно считать синтетической. Эти данные, включавшие около 82 тысяч единиц информации по каждой модели автомобиля – от щеток и колодок до сложных агрегатов, помогли продемонстрировать работу системы. «Синтетические данные помогают показать, как работает система. Потому что если данных будет недостаточно, система выдаст результат, от которого станет всем дурно», – пояснил Костенюк. При этом каждый клиент в перспективе должен формировать собственную историю фактических данных, особенно в регионах, где проблема структурирования информации стоит остро.
На вопрос Дмитрия Сергеевича из Центра КАМАЗа о реальных примерах предиктивной аналитики Костенюк привел конкретный кейс. Клиент, предоставивший данные по моделям Gazon Next и Gazelle Next за два года, получил модель, которая выдает спецификацию предстоящих затрат в двух форматах. Первый вариант прогнозирует, какие узлы потребуют замены у каждого автомобиля через определенный пробег, например, 5 тысяч километров. Второй вариант позволяет с помощью «ползунка» моделировать спецификацию затрат на конкретную дату в будущем – к концу квартала или года. «Модель знает историю отказов и текущие цены на агрегаты, формирует реестр и выдает общую сумму затрат, которую компания может заложить в бюджет», – резюмировал Алексей Костенюк.
Напомним, дороги России обзаведутся цифровыми двойниками до конца 2026 года. LR
Тэги: транспорт, цифровые двойники
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости


