Транзитный ад: 20 тысяч рублей в сутки за простой у казахской границы
23 апреля 2025Водители из Узбекистана и Кыргызстана сталкиваются с дополнительными проверками при выезде из Казахстана

В I квартале 2025 года спрос на грузоперевозки между Москвой и Астаной снизился примерно на 5%. Многие перевозчики стали избегать транзита через территорию Казахстана из-за возросших административных и инфраструктурных сложностей. Основные проблемы связаны с усилением контроля за санкционными товарами, нехваткой инфраструктуры на границе и ужесточением экспортных ограничений. Об этом на международном форуме ESE ASIA 2025 рассказал директор ПЭК: GLOBAL Сергей Денисов.
Российская сторона, в свою очередь, также ужесточила контроль за ввозом товаров двойного назначения, электроники и запчастей. В частности, действует постановление правительства №312 (ист.), требующее дополнительных разрешений и проверок со стороны ФСБ и Росфинмониторинга.
– Сегодня досмотру подвергается 90-95% всех грузов, а при сборных перевозках, где в одной фуре находятся товары разных отправителей, вероятность задержки на границе приближается к 100%. Водители могут простаивать на КПП от нескольких часов до нескольких суток. Из-за этого средний срок доставки увеличился на 32% – до 11-14 дней, – констатировал Сергей Денисов. – А простой на границе обходится перевозчикам в среднем в 20 тысяч рублей в сутки
Значительные сложности создает нехватка инфраструктуры на пограничных переходах. В приграничных зонах ощущается дефицит парковок для грузовиков, заправок для тяжелой техники, а качество дорог на подъездах к КПП оставляет желать лучшего. Водители из Узбекистана и Кыргызстана сталкиваются с дополнительными проверками при выезде из Казахстана, а казахстанским дальнобойщикам нередко отказывают во въезде в Россию без объяснения причин, особенно если ранее они посещали страны ЕС или Украину, рассказал эксперт.
Отдельную проблему представляют экспортные ограничения. Помимо уже привычных сопроводительных накладных на товары, перевозчикам приходится оформлять дополнительные разрешения, включая справки от Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР). За 2024 год перечень кодов ТН ВЭД, требующих таких документов, расширился на 25% и достиг 145 позиций, подчеркнул Сергей Денисов. Казахстан также ввел ограничения на вывоз отдельных видов стройматериалов, металлопродукции и сельхозтоваров, что нередко приводит к задержкам или отказам в пропуске грузов.
Особые сложности вызывает экспорт подшипников: с 31 декабря 2024 года для их вывоза требуется лицензия, однако на данный момент она выдана лишь одному предприятию.
– Информация об этом изменении не была своевременно размещена, в результате многие перевозчики оказались не готовы, что привело к изъятию товаров и значительным убыткам, – привел пример директор ПЭК: GLOBAL.
Напомним, ранее в Ассоциации «АвтоГрузЭкс» для решения проблем с международными и транзитными перевозками через Казахстан предлагали создать единую цифровую платформу для оперативного информирования о регуляторных изменениях. LR
Фото: © Art Konovalov / Фотобанк Лори
История вопроса
С начала 2025 года из Казахстана стали «не довозить»
Автодоставка в Казахстан подорожала на четверть
Казахстанские власти проводят тщательные проверки грузов, чтобы исключить реэкспорт в Россию товаров, подпадающих под западные санкции, – прежде всего электроники, оборудования и запчастей. Грузы, следующие транзитом через Казахстан в третьи страны, включая ЕС и Беларусь, также сталкиваются с дополнительными досмотрами. В некоторых случаях транзитные декларации аннулируются при малейших подозрениях на нарушение санкционного режима, отметил эксперт.С начала 2025 года из Казахстана стали «не довозить»
Автодоставка в Казахстан подорожала на четверть
Российская сторона, в свою очередь, также ужесточила контроль за ввозом товаров двойного назначения, электроники и запчастей. В частности, действует постановление правительства №312 (ист.), требующее дополнительных разрешений и проверок со стороны ФСБ и Росфинмониторинга.
– Сегодня досмотру подвергается 90-95% всех грузов, а при сборных перевозках, где в одной фуре находятся товары разных отправителей, вероятность задержки на границе приближается к 100%. Водители могут простаивать на КПП от нескольких часов до нескольких суток. Из-за этого средний срок доставки увеличился на 32% – до 11-14 дней, – констатировал Сергей Денисов. – А простой на границе обходится перевозчикам в среднем в 20 тысяч рублей в сутки
Значительные сложности создает нехватка инфраструктуры на пограничных переходах. В приграничных зонах ощущается дефицит парковок для грузовиков, заправок для тяжелой техники, а качество дорог на подъездах к КПП оставляет желать лучшего. Водители из Узбекистана и Кыргызстана сталкиваются с дополнительными проверками при выезде из Казахстана, а казахстанским дальнобойщикам нередко отказывают во въезде в Россию без объяснения причин, особенно если ранее они посещали страны ЕС или Украину, рассказал эксперт.
Отдельную проблему представляют экспортные ограничения. Помимо уже привычных сопроводительных накладных на товары, перевозчикам приходится оформлять дополнительные разрешения, включая справки от Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан (МИИР). За 2024 год перечень кодов ТН ВЭД, требующих таких документов, расширился на 25% и достиг 145 позиций, подчеркнул Сергей Денисов. Казахстан также ввел ограничения на вывоз отдельных видов стройматериалов, металлопродукции и сельхозтоваров, что нередко приводит к задержкам или отказам в пропуске грузов.
Особые сложности вызывает экспорт подшипников: с 31 декабря 2024 года для их вывоза требуется лицензия, однако на данный момент она выдана лишь одному предприятию.
– Информация об этом изменении не была своевременно размещена, в результате многие перевозчики оказались не готовы, что привело к изъятию товаров и значительным убыткам, – привел пример директор ПЭК: GLOBAL.
Напомним, ранее в Ассоциации «АвтоГрузЭкс» для решения проблем с международными и транзитными перевозками через Казахстан предлагали создать единую цифровую платформу для оперативного информирования о регуляторных изменениях. LR
Фото: © Art Konovalov / Фотобанк Лори
Тэги: Казахстан, транзит, автоперевозки, ограничения
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

