Транспортный патент уходит. Какие объездные пути видит бизнес

28 октября 2025

Предприниматели использовали ИП на патенте не только для оказания услуг, но и для легального вывода денег, особенно когда ключевые клиенты требовали работы с НДС

Транспортный патент уходит. Какие объездные пути видит бизнес

Отмена патентной системы для грузоперевозок с 2026 года заставит малый и средний транспортный бизнес искать новые налоговые модели и схемы оптимизации.

Екатерина Тишакова, руководитель консалтингового агентства для транспортных компаний «Дело в числах», указывает, что многие предприниматели использовали ИП на патенте не только для оказания услуг, но и для легального вывода денег, особенно когда ключевые клиенты требовали работы с НДС. По словам эксперта, даже после отмены транспортного патента останутся другие патентные направления, смежные с логистической деятельностью. К ним относятся аренда стояночных мест, ремонт и мойка автомобилей. Эти инструменты могут стать альтернативными каналами для оптимизации финансовых потоков, хотя и с меньшими лимитами по сумме.

Тишакова также обращает внимание на активизацию налоговых проверок, связанных с дроблением бизнеса, несмотря на недавний период амнистии. Она подчеркивает, что переориентация ИП на смежные патенты, такие как ремонт или мойка, может служить дополнительным аргументом для защиты от претензий ФНС по схемам с дроблением, поскольку бизнес будет демонстрировать разнообразие реальных экономических активностей.

По словам представителя сектора негабаритных перевозок, в Ростовской области годовой патент на две машины в 2025 году стоит 25 000 рублей, при этом фактический платеж сокращается вдвое за счет налогового вычета. Другой источник «Логируса» отметил, что в Каневском районе Краснодарского края стоимость патента значительно выше: 60 000 рублей за один грузовой автомобиль, что иллюстрирует существенную региональную дифференциацию затрат.

При этом собеседники «Логируса» не исключают, что переход на общую систему с НДС при наличии одной-двух машин сделает бизнес нежизнеспособным из-за высоких налоговых ставок и низких тарифов на автоперевозки.

Статистика арбитражных судов за 9 месяцев 2025 года демонстрирует резкое ужесточение позиции в отношении споров о дроблении бизнеса. При рассмотрении 78 дел данной категории, лишь в 12 (15,3%) суды удовлетворили требования налогоплательщиков, отметил управляющий партнер Центра налоговой и корпоративной безопасности «Комплаенс Решения» Иван Кузнецов. Данный показатель свидетельствует о значительном снижении по сравнению с ранее фиксировавшимися 22%, что указывает на кардинальное изменение судебной практики не в пользу бизнеса.

Напомним, ранее Уполномоченные по защите прав предпринимателей направили в Госдуму альтернативные предложения по предстоящей налоговой реформе для малого и среднего бизнеса. В частности, было редложено установить временный порог на уровне не ниже 30 миллионов рублей с обязательным пересмотром через 12 месяцев по итогам отраслевых расчетов. Альтернативный вариант предполагает сохранение действующего лимита в 60 миллионов для микробизнеса и понижение его до 30 миллионов только для высокомаржинальных сегментов после официальной верификации. LR

Тэги: автомобильные грузоперевозки, патентная система, реформа







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх