Штрафной потолок на железной дороге хотят задрать в разы

7 февраля 2023

Это создает предпосылки к возможному возникновению рисков злоупотреблений со стороны монополии

Штрафной потолок на железной дороге хотят задрать в разы

В устав железнодорожного транспорта, который утверждается федеральным законом, могут быть внесены изменения о повышении в 5 раз штрафа за невыполнение перевозчиком или грузоотправителем заявки, принятой «РЖД». Сейчас неустойка составляет 10 рублей за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 рублей за непогруженный контейнер. Об этом пишет «РБК» со ссылкой на письма директора департамента транспорта правительства Анатолия Мещерякова и замглавы Минтранса Валентина Иванова, адресованные в Минэкономразвития, Минфин, Минэнерго, Минпромторг, Минюст и Федеральную антимонопольную службу в январе 2023 года.

Устав железнодорожного транспорта в статусе федерального закона вступил в силу в 2003 году, когда на базе Министерства путей сообщения было образована компания «РЖД». Документ регулирует отношения между железными дорогами, грузоотправителями, грузополучателями и перевозчиками.

По уставу железнодорожного транспорта для перевозки грузов отправитель представляет перевозчику заявку, в которой указаны количество вагонов и тонн груза, станции назначения и другие сведения. Если перевозчик считает возможным выполнение заявки, он отправляет ее на согласование владельцу инфраструктуры (в большинстве случаев – «РЖД»). Грузоотправитель и перевозчик штрафуются, если отказываются работать по уже согласованной заявке (не поставлен или не принят груз).

В пояснительной записке к законопроекту, которую подготовил председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, указывается, что размер пени не менялся почти 20 лет. С учетом уровня накопленной с 2003 года инфляции (более 500%) размер штрафа для перевозчиков и грузоотправителей, согласно законопроекту, должен быть увеличен в 5 раз.

Размер штрафа не пересматривался с 1998 года. Например, на сегодняшний день ответственность за невыполнение заявки на перевозку 60 тонн груза в одном вагоне составляет всего 600 рублей, что приводит к злоупотреблениям. В результате «РЖД» приходится сокращать количество заявок, которые компания может одобрить на одном конкретном направлении.

В 2021 году «РЖД» предлагали увеличить штраф за неисполнение согласованных заявок до 17 раз. Против выступили грузоотправители, поддержанные Союзом операторов железнодорожного транспорта. Сейчас законопроект, по словам Кутепова, находится «в стадии обсуждения». «РЖД» и перевозчики отстаивают свои интересы, но Минтранс предложил повышать штраф не так сильно, как указано в документе, «с учетом текущей экономической ситуации».

Грузоотправители зачастую завышают имеющуюся у них грузовую базу, создавая для себя некий резерв, который впоследствии не используется либо используется не в полном объеме, говорит представитель «РЖД». Так, в 2022 году в холдинг поступило заявок на перевозку угля в 4 раза больше, чем его добывают в России. Из-за этого распределение пропускных и перерабатывающих возможностей железнодорожной инфраструктуры осуществляется на основе недостоверной информации. Это существенно осложняет работу и ущемляет интересы добросовестных грузоотправителей, которые планируют отгрузку, не завышая грузовую базу.

Законопроект предлагает увеличить штрафы как для грузоотправителей, так и для перевозчика. Повышение штрафов будет создавать мотивацию для сторон к рациональному использованию ресурсов общей инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Отсутствие нормативных сроков приема груза к перевозке и ответственности перевозчика позволяет «РЖД» маскировать проблему нехватки магистральных локомотивов, в первую очередь в направлении Дальнего Востока. Из-за неопределенности грузоотправители заявляют объемы на два и более направлений, надеясь, что хоть куда-то в «РЖД» согласуют заявку.

– Повышение штрафа создает предпосылки к возможному возникновению рисков злоупотреблений монополистом, так как процесс принятия груза к перевозке в настоящее время не регламентирован по времени, – полагает представитель крупного железнодорожного оператора «Нефтетранссервис».

Другие эксперты соглашаются, что в устав железнодорожного транспорта нужно добавить положение об ответственности перевозчика в случае необоснованного отказа от принятия вагонов к перевозке. Сейчас на практике штрафы применяются, как правило, только в отношении грузоотправителей, а не железнодорожных операторов.

– Не принимая заявку, по которой есть риск недоставки груза в срок, или требуя от контрагента подписать соглашение о продлении сроков доставки, «РЖД» снижают риски штрафных санкций для себя, – уверен гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров, назвавший ситуацию «заколдованным кругом».

Напомним, ранее ОАО «РЖД» предлагала увеличить на 51% тариф на перевозку порожних полувагонов со станций Дальневосточной железной дороги. LR

Тэги: штрафы, законодательство, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх