Самолеты в режиме экономии: бюджет авиастроения потеряет 22%

22 мая 2025

Господдержка авиапрома в 2025 году сократится до 78,8 млрд руб

Самолеты в режиме экономии: бюджет авиастроения потеряет 22%

Поправки в федеральный бюджет 2025 года ставят авиационную отрасль перед серьезным вызовом. Финансирование проекта «Производство самолетов и вертолетов» уменьшится на 22,4 млрд руб., причем основная часть сокращений придется на субсидии лизингодателям и авиакомпаниям, пишет «Коммерсантъ».

Вместо запланированных 101,2 млрд руб. отрасль получит 78,8 млрд руб., что эксперты издания связывают с затянувшимися сроками реализации ключевых программ.

По данным из положительного заключения комитета по промышленности Госдумы на законопроект о поправках к федеральному бюджету на 2025 год, 12,8 млрд руб. будет вычтено из госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ», еще 9,6 млрд руб. — из программы развития авиапрома. Источники указывают, что секвестр затронет механизмы возмещения процентов по кредитам для лизинга ВС и компенсации авиаперевозчикам расходов на эксплуатацию.

— Сдвиг вправо сроков по комплексной программе развития авиаотрасли (КПГА) снижает потребность в субсидиях здесь и сейчас, — пояснил участник обсуждения поправок.

КПГА, принятая в 2022 году с бюджетом в 1 трлн руб., изначально предполагала старт поставок отечественных лайнеров в 2023 году. Однако корректировки инвестпрограммы и задержки сертификации МС-21 и SJ-100 привели к пересмотру сроков. Первый вице-премьер Денис Мантуров ранее заявлял, что итоговые параметры программы будут уточнены после получения сертификатов в конце 2024 года.

В Госдуме признают: сокращение бюджета создает риски срыва сроков. «Высокая ключевая ставка ЦБ бьет по долгосрочным проектам, снижая конкурентоспособность российской продукции», — говорится в заключении комитета по промышленности.

— Планы останутся неизменными. Испытания новых самолетов идут по графику, серийные поставки SJ-100 и МС-21 стартуют в 2025 году, — подчеркнули в госкорпорации «Ростех».

Аналитики, опрошенные «Ъ», сомневаются, что урезание субсидий критично для отрасли. По словам отраслевого эксперта, отсутствие самолетов делает логичным временное сокращение поддержки их эксплуатации.

Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов добавляет, что для оценки последствий нужны данные о реальных резервах производителей.

— Секвестр вряд ли ускорит процесс, но может и не замедлить его, если другие источники финансирования сохранены, — отметил эксперт.

Глава компании «Авиасистемы» Дмитрий Хоружик обращает внимание на системные проблемы. По словам эксперта, главные тормоза — дефицит комплектующих из-за оборонзаказа и незавершенное импортозамещение. Это не решается деньгами.

— Инфляция требует индексации бюджетных статей, но ключевые меры поддержки производства пока не тронуты, — добавляет исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

В ГТЛК заверили, что контракты на поставки вертолетов в 2025 год уже подписаны, а Минпромторг отказался от комментариев. Ожидается, что Правительство РФ представит обновленную версию КПГА после завершения сертификации новых лайнеров, что позволит синхронизировать бюджетные ассигнования с реальными темпами отрасли.

Напомним, что в конце апреля 2025 года Минпромторг объявил тендер на проведение научно-исследовательской работы «Интеграл», посвященной разработке перспективных магистральных и региональных самолетов. LR

Фото: © Юрий Поздников / Фотобанк Лори

Тэги: самолеты, инвестиции, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх