С дефицитом инфраструктуры Восточный полигон, вероятно, будет жить до 2032 года

27 ноября 2024

В этих условиях будет целесообразно переориентировать поставки угля на юг и северо-запад

С дефицитом инфраструктуры Восточный полигон, вероятно, будет жить до 2032 года

Провозная мощность Восточного полигона использована на 97,3% в 2024 году, но аналитики считают, что дефицит инфраструктуры может продержаться до 2032 года, поэтому целесообразно рассмотреть перераспределение поставок угля на юг и северо-запад, пишет «РБК» со ссылкой на агентство NEFT Research.

Агентство NEFT Research прогнозирует значительный дефицит провозной способности железной дороги до 2032 года, особенно в направлении юга. Аналитики рекомендуют перераспределение поставок угля на юг и северо-запад в условиях загрузки БАМа и Транссиба. Об этом они сообщили в отчете «Анализ экономики экспорта российского угля».

Представитель РЖД отметил, что возможности Восточного полигона используют максимально. Компания готова совместно с грузоотправителями рассматривать различные возможности по диверсификации маршрутов экспортных перевозок – маршруты через порты юга и северо-запада, а также использование коридора «Север – Юг», основанного на трех маршрутах: западном через Дагестан, транскаспийском через Каспийское море и восточном через Казахстан и Туркмению.

По данным NEFT Research, экспорт угля через Восточный полигон развивается на фоне исчерпания потенциала железнодорожной инфраструктуры. Общее количество вагоноотправок в порты Дальнего Востока за семь месяцев 2024 года увеличилось на 1,1% по сравнению с 2023 годом. Перевозки угля выросли на 6%, за счет снижения объемов других грузов: лесных (-13,6%), чермета (-33,5%), зерна (-5,2%), удобрений (-25,9%).

Агентство указывает на необходимость развития перевозок угля в направлении юга и северо-запада для увеличения транспортировки и сохранения экспортного объема товаров.

В 2024 году железнодорожная перевозка угля калорийностью 5500 из Кузбасса через порты Дальнего Востока стоит 7,6 тыс. руб. за тонну, причем 4,5 тыс. руб. приходится на железнодорожную перевозку. Нерентабельность поставки угля при данных условиях оценивается в 2 тыс. руб. на тонну, пишет «РБК».

Аналитики указывают, что в направлениях юга и северо-запада наблюдается свободная пропускная способность для транспортировки угля – 13% и 33% соответственно.

Руководитель направления консалтинга NEFT Research, Александр Котов, отмечает, что в портах этих направлений имеется значительный запас незадействованных перевалочных мощностей. Несмотря на это, эксперт указывает на препятствие в виде убыточной экономики, затрудняющей переориентацию.

В 2025 году, согласно прогнозам Котова, есть возможность увеличить отгрузки угля до докризисных уровней: на Северо-Запад – до 56-60 миллионов тонн и на Юг – до 32-36 миллионов тонн. Однако перевести большое количество угля с восточного направления оценивается как затруднительная задача, так как на Дальнем Востоке разница между себестоимостью и ценой продажи больше.

Максим Худалов из инвестиционной компании «Вектор Капитал» предполагает, что увеличение перевозок на Юг до 25-30 млн тонн возможно при условии снижения тарифов на это направление на 15-20%.

Напомним, что российский контейнерный рынок за десять месяцев 2024 года вырос на 6,4%, до 5,47 млн TEU. Перевозки увеличились во всех видах сообщения. При этом продолжается заметное сокращение экспорта контейнеров в дальневосточном направлении. LR

Тэги: Восточный полигон, прогнозы, NEFT Research







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх