РЖД в цифрах и на деле: скорость – для отчетов, опоздания – для клиентов

29 мая 2025

В апреле 2025 года каждый 4-й вагон опаздывал даже по платной услуге «движение по расписанию»

РЖД в цифрах и на деле: скорость – для отчетов, опоздания – для клиентов

Несмотря на то, что РЖД фиксирует рост скорости перевозок, грузоотправители не отмечают существенного улучшения работы сети. Новые правила регулирования порожних вагонов, введенные Минтрансом в марте, пока не привели к ожидаемому эффекту. Такую оценку на форуме «Грузовая панорама: как везти грузы в условиях ограничений?» высказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.

– Что бы сейчас ни говорили российские железные дороги, какие бы меры они ни предпринимали, мы видим, что время в движении не увеличивается уже на протяжении двух с половиной лет, – констатировал эксперт.

Напомним, согласно приказу Минтранса №105 от 27 марта 2025 года (ист.), РЖД теперь учитывает сдвоенные операции, когда вагоны выгружают и загружают на одном и том же пути необщего пользования. Также в расчет берут вагоны, прибывшие в отстой, и стимулируют грузоотправителей использовать уже имеющиеся у них порожние вагоны вместо запроса новых. Кроме того, с февраля 2025 года компания временно ограничила прием порожних вагонов из стран СНГ, за исключением российских вагонов, возвращающихся из-за границы, и транзитных составов.

Однако, как отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, рост скорости не означает реального улучшения работы сети. РЖД заявляет о высокой надежности доставки, но многие грузовладельцы вынуждены подписывать соглашения об увеличении сроков. Платная услуга движения по расписанию, которая должна гарантировать точное время отправления и прибытия, выполняется лишь в 75% случаев, то есть каждый четвертый вагон опаздывает.

– Это, на мой взгляд, лучше всего характеризует ту надежность и качество эксплуатационной работы, которое мы имеем на данный момент, – отметил эксперт.

Проблема усугубляется расслоением грузовой базы, добавил Иванкин. Прямые отправительские маршруты движутся стабильно, а повагонные отправки задерживаются из-за перегруженности сортировочных станций. Если раньше транзитный вагон с переработкой стоял на них в среднем 12 часов, то сейчас – 29-ть.

– Технологические показатели работы сортировочных станций сегодня превышают те же показатели за последние 8 лет более чем в 2 раза, – констатировал Павел Иванкин.

Оборот вагона также остается проблемным. Из общего времени цикла (около 75–80 часов) большая часть приходится на простои – либо на путях необщего пользования, либо на промежуточных станциях.

– РЖД действительно работает над повышением скорости перевозок. Однако в настоящее время существуют сложности с увеличением этого показателя. При этом для отчетности компания может «нарисовать» любые цифры. Существуют методики, позволяющие показывать в отчетах высокие показатели скорости, тогда как в реальности конкретные вагоны конкретных грузоотправителей на конкретных маршрутах продолжают двигаться с нарушением сроков доставки, – отметил Павел Иванкин.

Напомним, на этой же конференции Павел Иванкин рассказал о проблеме брошенных на сети поездов. Из-за этого средняя скорость движения транзитных составов в апреле 2025 года упала на 0,5 км/ч на каждом участке. LR

Фото: © Виктор Карасев / Фотобанк Лори

Тэги: РЖД, железнодорожные перевозки, аналитика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх