РЖД в цифрах и на деле: скорость – для отчетов, опоздания – для клиентов
29 мая 2025В апреле 2025 года каждый 4-й вагон опаздывал даже по платной услуге «движение по расписанию»

Несмотря на то, что РЖД фиксирует рост скорости перевозок, грузоотправители не отмечают существенного улучшения работы сети. Новые правила регулирования порожних вагонов, введенные Минтрансом в марте, пока не привели к ожидаемому эффекту. Такую оценку на форуме «Грузовая панорама: как везти грузы в условиях ограничений?» высказал президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин.
– Что бы сейчас ни говорили российские железные дороги, какие бы меры они ни предпринимали, мы видим, что время в движении не увеличивается уже на протяжении двух с половиной лет, – констатировал эксперт.
Однако, как отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, рост скорости не означает реального улучшения работы сети. РЖД заявляет о высокой надежности доставки, но многие грузовладельцы вынуждены подписывать соглашения об увеличении сроков. Платная услуга движения по расписанию, которая должна гарантировать точное время отправления и прибытия, выполняется лишь в 75% случаев, то есть каждый четвертый вагон опаздывает.
– Это, на мой взгляд, лучше всего характеризует ту надежность и качество эксплуатационной работы, которое мы имеем на данный момент, – отметил эксперт.
Проблема усугубляется расслоением грузовой базы, добавил Иванкин. Прямые отправительские маршруты движутся стабильно, а повагонные отправки задерживаются из-за перегруженности сортировочных станций. Если раньше транзитный вагон с переработкой стоял на них в среднем 12 часов, то сейчас – 29-ть.
– Технологические показатели работы сортировочных станций сегодня превышают те же показатели за последние 8 лет более чем в 2 раза, – констатировал Павел Иванкин.
Оборот вагона также остается проблемным. Из общего времени цикла (около 75–80 часов) большая часть приходится на простои – либо на путях необщего пользования, либо на промежуточных станциях.
– РЖД действительно работает над повышением скорости перевозок. Однако в настоящее время существуют сложности с увеличением этого показателя. При этом для отчетности компания может «нарисовать» любые цифры. Существуют методики, позволяющие показывать в отчетах высокие показатели скорости, тогда как в реальности конкретные вагоны конкретных грузоотправителей на конкретных маршрутах продолжают двигаться с нарушением сроков доставки, – отметил Павел Иванкин.
Напомним, на этой же конференции Павел Иванкин рассказал о проблеме брошенных на сети поездов. Из-за этого средняя скорость движения транзитных составов в апреле 2025 года упала на 0,5 км/ч на каждом участке. LR
Фото: © Виктор Карасев / Фотобанк Лори
– Что бы сейчас ни говорили российские железные дороги, какие бы меры они ни предпринимали, мы видим, что время в движении не увеличивается уже на протяжении двух с половиной лет, – констатировал эксперт.
История вопроса
Эксперт: из-за брошенных поездов более 140 станций выведены из работы
РЖД хочет в 10 раз расширить свои полномочия по принудительной «расчистке» путей
Бригадный разлад: поезда на сети все дольше чувствуют себя брошенными
Напомним, согласно приказу Минтранса №105 от 27 марта 2025 года (ист.), РЖД теперь учитывает сдвоенные операции, когда вагоны выгружают и загружают на одном и том же пути необщего пользования. Также в расчет берут вагоны, прибывшие в отстой, и стимулируют грузоотправителей использовать уже имеющиеся у них порожние вагоны вместо запроса новых. Кроме того, с февраля 2025 года компания временно ограничила прием порожних вагонов из стран СНГ, за исключением российских вагонов, возвращающихся из-за границы, и транзитных составов.Эксперт: из-за брошенных поездов более 140 станций выведены из работы
РЖД хочет в 10 раз расширить свои полномочия по принудительной «расчистке» путей
Бригадный разлад: поезда на сети все дольше чувствуют себя брошенными
Однако, как отметил президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, рост скорости не означает реального улучшения работы сети. РЖД заявляет о высокой надежности доставки, но многие грузовладельцы вынуждены подписывать соглашения об увеличении сроков. Платная услуга движения по расписанию, которая должна гарантировать точное время отправления и прибытия, выполняется лишь в 75% случаев, то есть каждый четвертый вагон опаздывает.
– Это, на мой взгляд, лучше всего характеризует ту надежность и качество эксплуатационной работы, которое мы имеем на данный момент, – отметил эксперт.
Проблема усугубляется расслоением грузовой базы, добавил Иванкин. Прямые отправительские маршруты движутся стабильно, а повагонные отправки задерживаются из-за перегруженности сортировочных станций. Если раньше транзитный вагон с переработкой стоял на них в среднем 12 часов, то сейчас – 29-ть.
– Технологические показатели работы сортировочных станций сегодня превышают те же показатели за последние 8 лет более чем в 2 раза, – констатировал Павел Иванкин.
Оборот вагона также остается проблемным. Из общего времени цикла (около 75–80 часов) большая часть приходится на простои – либо на путях необщего пользования, либо на промежуточных станциях.
– РЖД действительно работает над повышением скорости перевозок. Однако в настоящее время существуют сложности с увеличением этого показателя. При этом для отчетности компания может «нарисовать» любые цифры. Существуют методики, позволяющие показывать в отчетах высокие показатели скорости, тогда как в реальности конкретные вагоны конкретных грузоотправителей на конкретных маршрутах продолжают двигаться с нарушением сроков доставки, – отметил Павел Иванкин.
Напомним, на этой же конференции Павел Иванкин рассказал о проблеме брошенных на сети поездов. Из-за этого средняя скорость движения транзитных составов в апреле 2025 года упала на 0,5 км/ч на каждом участке. LR
Фото: © Виктор Карасев / Фотобанк Лори
Тэги: РЖД, железнодорожные перевозки, аналитика
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

