РЖД снова заговорила о восполнении «контейнерной утраты»

2 ноября 2020

Планируется, что «дочка» монополии станет одним из крупнейших операторов уже через пять

РЖД снова заговорила о восполнении «контейнерной утраты»

РЖД хочет создать нового контейнерного оператора, передает «РБК» со ссылкой на источники в отрасли. При этом в прошлом году компания приватизировала крупнейшего в стране оператора «Трансконтейнер».

По планам монополии, новое предприятие войдет в тройку крупнейших российских контейнерных операторов через пять лет. Развитие проекта предполагается в партнерстве с частным инвестором. Он должен появиться уже в 2021 году.

Оператор может получить контракты, клиентскую базу от «РЖД Логистики» (РЖДЛ) и ее «дочку» Far East Land Bridge. Последняя осуществляет железнодорожные перевозки в контейнерах из Китая, Южной Кореи и Японии в Европу и Россию и обратно по Транссибирской магистрали. Также центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом РЖД хочет передать компании в аренду на 49 лет 11 ключевых терминалов – от Мурманска до Гродеково. Однако возможно, что терминалов будет больше – 12-13, рассказывают источники со ссылкой предварительную презентацию проекта.

В том числе предполагается, что новое предприятие получит парк фитинговых платформ и вложения в инфраструктуру передаваемых терминалов. На начальном этапе сумма варьируется в пределах 200 млн рублей. Оператор сможет получить от монополиста и льготы на ремонт и приоритетный проезд по сети.

Частный партнер должен содействовать внедрению цифровой платформы-экспедитора, вложить в модернизацию оборудования и терминалов, в закупку платформ и контейнеров, а также обеспечить оператора грузовой базой. По информации собеседников, его вложения в компанию будут «соразмерны» направляемым средствам от РЖД, а значит доля инвестора может составить 50%.

Претендентом на должность главы предприятия является экс-гендиректор «Трансконтейнера» Вячеслав Сараев, добавляют два источника агентства. После продажи оператора, он стал замруководителя РЖДЛ.

Доналоговая прибыль новой «дочки» может составить 18 млрд рублей в год, а ее оценка – 100 млрд рублей к 2025 году, согласно презентации монополии. На первом этапе в 2021-2022 годах количество платформ оператора достигнет из 5 000 фитинговых платформ, а объем перевозок – 0,4 млн TEU в год. Вследствие показатель перевозок увеличится почти в 2,5 раза, в сравнении с результатами РЖДЛ. В 2023-2024 годах парк компании должен утроиться до 15 000, а объем перевозок – до 1,1 млн т TEU в год. На третьем этапе в 2024-2025 годах будет уже 32 000 платформ и 95 000 контейнеров, а объем перевозок – 2 млн TEU в год.

Вероятность реализации такого плана вызывает серьезнейшую обеспокоенность у группы компаний «Дело», отмечает ее гендиректор Игорь Яковенко. По его словам, это нарушит «дух договоренностей», обсуждаемых при приватизации «Трансконтейнера».

Новый оператор займет свою долю за счет двух источников – доли «Трансконтейнера» или мелких и средних операторов с учетом размеров рынка, считает глава группы. Господин Яковенко выступает против «такой монополизации рынка».

По словам руководителя «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, появление нового контейнерного оператора РЖД – вполне ожидаемое решение при росте контейнерных перевозок и успехе продажи «Трансконтейнера». Однако создание компании с нуля не согласовывается с инвестпрограммой монополии, поэтому привлекается частный партнер.

– Если РЖД хотят привлечь туда частного инвестора, то надеемся, что это произойдет на конкурсной основе, с соблюдением всех процедур, принятых при приватизации госимущества, – уточняет глава ООО «УК «Дело».

Также госструктура постоянно указывает на недостаток денег на инвестпрограмму для обновления инфраструктуры и в связи с этим предлагают повышение тарифов, продолжает Яковенко. Помимо этого, монополист желает вложить в создание нового игрока в нише, где нет нехватки частных организаций, намеренных там работать.

– По нашему мнению, такой подход не в полной мере соответствует роли и миссии государственной инфраструктурной компании, – резюмировал господин Яковенко.

Как указывает источник «РБК», новый оператор не станет прямым конкурентом нынешних игроков. Кроме показания комплексных логистических услуг для крупных промышленных предприятий (3PL), экспорта и транзита предприятие будет заниматься перевозками, для которого нужен специализированный подвижной состав, а также контейнеризацией новых видов грузов с высокой добавленной стоимостью. С 2024 года годы в деятельность войдут и проекты в области управления цепями поставок (4PL), обозначающие полную передачу логистической функции от промышленных предприятий компании.

В свою очередь господин Бурмистров считает, что конкуренция на рынке пойдет на пользу грузовладельцам. Хотя холдингу «Дело», «заплатившей большие деньги за «Трансконтейнер», такая конкуренция не будет приятна», заключил эксперт.

Напомним, что скорость контейнерных поездов может вырасти до 1 400 км в сутки через 4 года в рамках проекта ОТЛК ЕРА. LR

Тэги: контейнерные грузоперевозки, РЖД, Дело, стратегия развития







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх