РЖД против вагонов: кто победит в битве за место на путях

16 июня 2025

Бизнес опасается дефицита мест для стоянки вагонов и роста цен за аренду такой «парковки»

РЖД против вагонов: кто победит в битве за место на путях

РЖД дополнительно разъяснили порядок определения емкости путей необщего пользования – к ним относятся железнодорожные ветки промышленных предприятий, – чтобы регулировать приписку новых вагонов. Соответствующая телеграмма заместителей гендиректора холдинга Михаила Глазкова и Дмитрия Мурева направлена в филиалы возглавляемых ими Дирекции управления движением и Центра фирменного транспортного обслуживания. Документ есть в распоряжении «РБК», его подлинность подтвердили в компании.

Приписка вагонов позволяет собственникам обеспечивать их рациональное использование на железнодорожной инфраструктуре. Она определяет, куда может вернуться вагон, не задействованный в перевозках, и где его можно разместить на длительный срок, чтобы он не мешал движению. С октября 2024 года РЖД сокращают профицитный парк: сейчас на «длительном отстое» находятся 194 тыс. вагонов. За пять месяцев 2025 года на сеть поступило 28,4 тыс. новых вагонов, включая 13,6 тыс. полувагонов, 7,4 тыс. цистерн и 1,2 тыс. крытых вагонов. При этом списали 12,9 тыс. единиц. «Общий парк с начала года вырос на 15,6 тыс. вагонов, до рекордных 1,399 млн», – сообщил представитель РЖД. В мае Глазков называл эту цифру превышающей «психологическую отметку».

Согласно разъяснениям холдинга, для приписки вагонов нельзя использовать пути, занятые под погрузку, выгрузку, промывку или ремонт – учитываются только резервные и тупиковые маршруты. Иначе выпуск подвижного состава на «рабочие» пути может нарушить перевозочный процесс. Однако участники рынка видят в этом ограничение для новых вагонов. «Емкость сократилась в два раза точно, поэтому путей для приписки осталось критически мало», – говорит Денис Семенкин, зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава.

Источник «РБК» в крупной операторской компании называет ситуацию с припиской «крайне сложной»: «Приписку к путям общего пользования в РЖД запретили, а на путях необщего пользования получить ее непросто. Компания проверяет фактическое количество приписанных вагонов и требует оформлять договор на отстой, объясняя это возможной эвакуацией невостребованного парка».

Александр Поликарпов из Rollingstock Agency связывает текущие меры с событиями осени 2024 года, когда РЖД ограничили приписку новых вагонов на станциях заводов-производителей. Тогда вагоностроители жаловались на проблему первому вице-премьеру Денису Мантурову. «Действующая система приписки уже не соответствует практике работы, и в конце 2024 года предлагалось изменить ее в более размеренном режиме», – отмечает эксперт.

Владельцы путей необщего пользования, по словам собеседника «РБК», начали взимать абонентскую плату за «содержание путей» – на случай, если вагон когда-нибудь встанет там на отстой. Семенкин прогнозирует, что стоимость приписки может вырасти до 300–400 тыс. руб. за вагон против прежних 5 тыс. руб. Спрос, вероятно, возникнет у покупателей цистерн: в 2025-2030 годах их выбытие составит 45,5% от общего списания, оценивает Институт проблем естественных монополий.

Поликарпов считает, что оценка вместимости путей – часть создания «новой системы», которая определит потенциальные мощности для приписки. Далее последует сверка данных и возможный запрет регистрации вагонов на заполненные станции. Однако эксперт указывает, что математическое равенство между емкостью путей и парком некорректно: большинство вагонов задействовано в перевозках, а «принудительная парковка» не всегда целесообразна. «Парк может в 4-5 раз превышать емкость путей приписки, но нужно создавать новые «парковочные» мощности на маршрутах грузопотоков», – заключает он.

Производство вагонов уже снижается: по итогам 2025 года оно составит около 55 тыс. единиц против 74,9 тыс. в 2024-м. Среди причин – падение грузоперевозок (за пять месяцев 2025 года погрузка на сети РЖД сократилась на 7,3%), высокая ставка ЦБ и низкие объемы списания. «Изменение системы приписки может не сильно повлиять на выпуск, но многое зависит от жесткости мер при выявлении дефицита мощностей», – говорит Поликарпов.

В «Объединении вагоностроителей» ранее предупреждали о рисках остановки заводов из-за профицита парка, ограничений пропускной способности и высокой ставки ЦБ. По данным RSA, в I квартале 2025 года выпуск грузовых вагонов вырос лишь на 0,1%, до 16,6 тыс. единиц, при этом в марте производство упало на 10,7%. ОВК, лидер по производству полувагонов, с июля по ноябрь переведет сотрудников Тихвинского завода на неполный график для перепрофилирования производства.

Напомним, в 2025 году профицит рабочего парка на железной дороге в России составляет 165 тысяч грузовых вагонов. Об этом на форуме «Подвижной состав» заявил исполнительный директор СРО «Союз операторов железнодорожного транспорта» Игорь Санковский. По словам эксперта, потребный парк грузовых вагонов представляет собой количество подвижного состава, необходимое для полного выполнения запланированных объемов перевозок.

При этом общее число вагонов на железнодорожной сети превышает рабочий парк в среднем на 12-15%. Первопричиной же сложившейся ситуации с избытком вагонов, по мнению начальника управления маркетинга и стратегического планирования АО «Уралвагонзавод-Транс» Станислава Золотарева, стал ошибочный прогноз роста погрузки РЖД в 2017-2018 годах на 25%. LR

Фото: © Александр Тараканов / Фотобанк Лори

Тэги: вагоны, РЖД, ограничения







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх