РЖД превратила «Рефсервис» в единое окно. В другие даже не стучитесь

22 августа 2014

ОАО «Рефсервис» будет заниматься перевозкой скоропортящихся грузов в режиме «одного окна»

РЖД превратила «Рефсервис» в единое окно. В другие даже не стучитесь

В РЖД принято решение, что перевозку продуктов – замороженной рыбы, мяса, фруктов – и таких термосопригодных грузов, как пиво, соки и консервы, будет осуществлять ОАО «Рефсервис». Компания организует комплексную доставку, привлекая другие дочерние компании РЖД, в том числе ОАО «ТрансКонтейнер» при необходимости использовать платформы и терминалы, или ОАО «РЖД Логистика».

С просьбой прокомментировать ситуацию на рынке железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов и оценить перспективы ответственного перевозчика «Логирус» обратился к и.о. генерального директора компании «Рефсервис» Олегу Богомолову.

– Да, мы занимались и занимаемся перевозкой скоропортящихся грузов. Но в решении РЖД подразумевается следующее: если грузовладельцу необходимо перевезти какой-то скоропорт, то в холдинге ранее он мог обратиться в «РЖД Логистику» или в «ТрансКонтейнер». Сейчас клиент будет взаимодействовать с «Рефсервисом» по схеме «единого окна». Наша компания будет отвечать за все это, а уже внутри холдинга «Рефсервис» привлечет «ТрансКонтейнер», если понадобится контейнер, или «РЖД Логистику», если будет нужно подготовить какую-то логистическую схему, – пояснил собеседник «Логируса».

По данным РЖД, по итогам железнодорожных перевозок скоропортящихся грузов в 2013 году доля ОАО «Рефсервис» составила 18%. «Если учитывать все железнодорожные перевозки скоропортящихся грузов – и в транзите, и в экспортно-импортном сообщении, и во внутрироссийском, – наша доля составляет 18%. Во внутрироссийском сообщении мы перевозим побольше, но общий показатель таков», – уточнил эксперт.

Заметим, в прошлом году железнодорожным транспортом перевезено 6,5 млн тонн скоропортящихся грузов, свидетельствуют данные сайта компании. Четверть рынка перевозок пришлась на пиво, 13% – консервы, по 12% – безалкогольные напитки и рыбу, 10% – мясо, 9% – соки. Доли рынка перевозок фруктов, овощей и молочных продуктов составили соответственно 3, 7 и 4 процента. 18% продукции перевозилось в крытых вагонах, 17% – в контейнерах, 11% – в ИВ-термосах.

Олег Богомолов полагает, что после введения Россией эмбарго на поставки некоторых групп продовольственных товаров из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии изменения на рынке железнодорожных перевозок будут незначительными, поскольку основной объем такой продукции из Европы доставлялся автотранспортом.

– Думаю, что именно в части железнодорожных перевозок изменения будут незначительные, – поделился мнением эксперт. – Поскольку импортные европейские грузы – молочка, фрукты – это все привозилось автомобильным транспортом. Мы же возим молочные продукты российского производства – компании «Вимм Билль Данн» и еще нескольких наших производителей. Фрукты идут в основном либо автотранспортом, либо в рефконтейнерах приходят. Так же, в рефконтейнерах, они заходят и через Питер. Мы рефконтейнерное направление только развиваем. По фруктам переориентация будет, скорее всего, с Питера на Китай. Ну и по мясу также».

Собеседник «Логируса» не берется прогнозировать, повлияют ли эти перевозки на долю «Рефсервиса» на рынке железнодорожного транспорта в целом, но на перевозках из Китая доля компании несомненно увеличится. «Поставки китайских фруктов и мяса пойдут через Забайкальск или Дальний Восток. Сейчас на мясо пока запрет, однако Минсельхоз и Россельхознадзор рассматривают возможность поставок китайского мяса в Россию, и, скорее всего, будет принято положительное решение. В этом случае мясо также пойдет через Дальний Восток сюда, и тогда мы сможем увеличить объем перевозок», – полагает Олег Богомолов.

– В перевозках по железной дороге рыбы изменений, на мой взгляд, не будет, – уточняет собеседник «Логируса». – Запрещена норвежская семга. Во-первых, это деликатес, значит, не такой большой объем шел. А, во-вторых, наш дальневосточный лосось не заменитель норвежской семги. Я не думаю, что здесь будет рост. Объемы потребления рыбы у нас в стране из года в год неизменны. Росрыболовство пропагандирует увеличение потребления рыбы, но, сколько люди ели ее, столько и продолжают есть. Поэтому если и будет увеличение объемов перевозки рыбы с Дальнего Востока, то незначительное. А вот рост мяса и фруктов из Китая точно будет.

Эксперт полагает, что внутрироссийские перевозки плодоовощной и молочной продукции на железную дорогу не перейдут. «Внутрироссийские грузы – такие, как овощи и молочка, производятся для потребления внутри регионов. Это небольшие расстояния доставки и риск, что они быстро испортятся, – поясняет собеседник «Логируса». – Что охлажденные грузы, что молочка – они в основном автотранспортом доставляются. Там нет объема на вагоны – 50 тонн не набегает от таких производителей продовольственных припасов».

«Рефсервис» доставляет продукты питания в рефрижераторных секциях, но нацелен заявить о себе и на рынке перевозок в рефрижераторных контейнерах. Освоение нового подвижного состава особенно важно в условиях возможного роста объемов перевозок.

– У рефконтейнеров есть неоспоримые преимущества, – уточняет Олег Богомолов. – Мы возим в рефрижераторных секциях, это групповой рефрижераторный подвижной состав. Перевозка в рефконтейнерах более экономична. Да, у контейнерного поезда есть такой же минус – там тоже групповая перевозка: служебный дизельный вагон в середине и 12 платформ. Но в секции можно доставить 200 тонн, а в сцепке – 400 тонн. В два раза больше, а затраты те же самые: те же два механика едут, топлива примерно столько же тратится. Плюс у контейнеров оборачиваемость единицы сцепа намного лучше. При перевозке в секциях перевозчик должен ждать – неделя под погрузкой, неделя под выгрузкой – время уходит. При перевозке сцепом ждать не нужно. Он приехал, контейнер забрали, на терминале стоят уже загруженные контейнеры, их ставят, и можно в обратный путь. Поэтому сцеп в два раза больше перевозит при грузоподъемности тоже в два раза большей.

Кроме экономичности перевозок в рефконтейнерах по сравнению с рефсекциями, эксперт обратил внимание на отсутствие необходимости перегружать «нежный» груз. «Грузы – те же фрукты и рыба частично – приходят с моря в рефконтейнерах, их не надо перегружать. Для фруктов вообще критична перегрузка из контейнера в вагон. Рыбу можно, но все равно это лишние затраты, в этом нет никакого смысла», – добавляет собеседник «Логируса».

По словам Олега Богомолова, сейчас на рынке железнодорожных перевозок в рефконтейнерах оперируют такие компании, как «Альянс Восток-Запад», «Дальрефтранс», «Рефрижераторный экспресс». «Рефсервис» намерен составить им конкуренцию на внутреннем рынке и выйти на международные маршруты.

– Будем конкурировать, конечно. Во внутрироссийском сообщении точно будем конкурентами, но мы планируем выходить еще и на рынок международных перевозок. Мы ориентируемся на новые маршруты, где пока нет перевозок в сообщении с Китаем. А из существующих есть транзит из Прибалтики в Центральную Азию. Для России это транзитные перевозки – в Казахстан возить мясо. Конечно, это пока под вопросом, потому что речь идет о поставках американского мяса, и будут ли они в дальнейшем. Но ведь появится аргентинское, бразильское мясо. Однозначно: во внутрироссийском и в транзитном сообщении мы на этот рынок выйдем, – подытожил собеседник «Логируса». LR

Тэги: РЖД, Рефсервис, Трансконтейнер, РЖД Логистика, Россельхознадзор







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх