Российский дизель мечется между биржей и складами

27 мая 2025

Биржевые котировки дизельного топлива растут на фоне избытка на внутреннем рынке и снижения экспорта

Российский дизель мечется между биржей и складами

Стоимость дизельного топлива на бирже постепенно увеличивается после снижения, наблюдавшегося в середине мая. Начиная с 21 мая цены выросли на 0,7%, однако пока не достигли апрельских максимумов. По мнению участников рынка, текущий рост сдерживается избытком дизтоплива внутри страны, вызванным сокращением экспортных поставок и ухудшением экономических показателей продаж данного нефтепродукта, сообщает «Коммерсантъ».

На Санкт-Петербургской бирже котировки на дизельное топливо демонстрируют плавное восстановление после падения в середине мая. За период с 21 по 26 мая стоимость летнего дизтоплива повысилась приблизительно на 0,7%, составив 59,8 тыс. руб. за тонну. Этот уровень близок к показателям первой недели мая, но остается ниже максимумов текущего года в 62,34 тыс. руб., зафиксированного в начале апреля. В ходе торгов в понедельник прирост цен составил 0,16%.

На внутреннем рынке дизельного топлива продолжает наблюдаться избыток предложения. Согласно прогнозам Минэнерго, объем производства дизтоплива по итогам года может превысить 81,6 млн тонн, в то время как внутреннее потребление остается на уровне около 25 млн тонн. В ведомстве сообщали, что на конец февраля запасы дизельного топлива составляли 3,3 млн тонн. В ФАС заявили, что в условиях незначительного роста цен (примерно на 0,5% в годовом выражении) отсутствуют основания для введения ограничений на экспорт этого нефтепродукта.

Управляющий партнер «Пролеум» Максим Дьяченко отмечает, что спред между биржевыми и мелкооптовыми ценами на дизтопливо практически свелся к нулю, а в отдельных случаях стал отрицательным. По его словам, подобной ситуации не фиксировалось за весь период мониторинга рынка — избыток дизельного топлива в системе настолько велик, что его реализация с прибылью становится проблематичной. Дьяченко связывает сложившуюся ситуацию с ухудшением внешнеэкономической конъюнктуры, указывая, что на экспортные поставки негативно влияют санкционное давление, слабый спрос на внешних рынках, а также укрепление рубля.

В апреле объем экспорта газойля и дизельного топлива из России снизился до 825 тыс. баррелей в сутки (б/с), что стало минимальным показателем за последние четыре месяца и на 53 тыс. б/с меньше мартовского уровня, свидетельствуют данные аналитиков S&P Global. Главной причиной сокращения они называют старт сезона ремонтов на НПЗ. По оценкам S&P Global, в апреле из-за ремонтных работ было временно остановлено около 800 тыс. б/с перерабатывающих мощностей. Дополнительным фактором давления на экспорт стала ситуация на внешних рынках. В частности, аналитики отмечают сокращение поставок в Бразилию, где российское дизтопливо потеряло конкурентоспособность по сравнению с американским: в апреле премия к американскому топливу составила $1,84 за баррель против $3,17 в марте.

Аналитики БКС отмечают устойчивое снижение премий для международных цен на светлые нефтепродукты в течение последних двух лет, что отчасти связано с замедлением роста потребления жидких углеводородов. Для сравнения: в 2022 году по отношению к 2021 году премия на бензин АИ-92 выросла на 60%, а на дизтопливо — в четыре раза, что объяснялось опасениями сокращения поставок нефтепродуктов из России. В БКС подчеркивают, что экспортные цены на российские нефтепродукты в портах следуют общей динамике нефтяного рынка: дисконты увеличиваются после введения санкций и постепенно сокращаются по мере адаптации цепочек поставок.

Дьяченко считает, что внутренний рынок дизельного топлива в текущих условиях приобретает приоритетное значение для компаний. Он отмечает, что возможное введение ограничений на экспорт дизтоплива было бы ошибочным шагом, и, напротив, необходимо стимулировать его поставки за границу, особенно со стороны малых и средних предприятий, которые демонстрируют гибкость в поиске нестандартных логистических решений.

Управляющий партнер NEFT Research Сергей Фролов также не видит оснований для введения запрета на экспорт. Эксперт обращает внимание на устойчивый профицит производства дизтоплива в России: внутреннее потребление покрывает лишь около половины от общего объема выпуска. По его мнению, введение экспортных ограничений при таком дисбалансе может привести к простаиванию части производственных мощностей. Фролов оценивает текущую рыночную ситуацию как стабильную и не прогнозирует существенных рисков в обозримой перспективе. Что касается розничных цен, он допускает их умеренный рост, несколько превышающий уровень инфляции, поскольку до конца не отыграно зимнее повышение акцизов.

В настоящее время экспорт бензина из России ограничен до 31 августа, за исключением производителей с годовым объемом выпуска более 1 млн тонн. Как сообщали источники «Ъ» и подтверждал вице-премьер Александр Новак, эти меры могут быть продлены на сентябрь и октябрь. Ряд участников рынка выступает за постоянное сохранение эмбарго, аргументируя это тем, что подобные ограничения предотвращают вывоз топлива, внутренние цены на которое частично компенсируются за счет демпферного механизма.

Напомним, котировки бензина на бирже демонстрируют уверенный рост – с 14 апреля они прибавили от 3,7% до 4,3%. По итогам торгов 17 апреля цена на АИ-95 достигла максимума с начала 2024 года, а стоимость АИ-92 – пика последних двух месяцев, пишет «Коммерсантъ». LR

Фото: © Кекяляйнен Андрей / Фотобанк Лори

Тэги: топливо, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх