Россия пытается вернуть у Airbus авансы
20 декабря 2022Юристы практически не верят в успех судебных исков

«Ростех» пытается взыскать с Airbus около $200 млн аванса за так и не осуществленные из-за антироссийских санкций поставки 17 самолетов «A350». Потенциально аналогичные иски могут подать и другие российские перевозчики, в том числе «Аэрофлот», который заказал у Airbus 22 самолета, но получил всего семь.
Речь идет о контракте на поставку 17 дальнемагистральных широкофюзеляжных «А350», заключенных напрямую с Airbus в 2015 году и переданных затем в лизинг «Аэрофлоту». Ни один из самолетов не был получен заказчиком.
Кроме того, у «Аэрофлота» с 2007 года действовал твердый контракт с Airbus на поставку 22 самолетов А350, семь из них он успел получить. Первый был получен от ГТЛК в марте 2020 года, последний поступил в феврале 2022 года. Всего «Аэрофлот» собирался получить 39 A350, которые должны были постепенно заместить в парке перевозчика Boeing 777.
Контракт на 22 самолета заключался по схеме возвратного лизинга (sale-and-leaseback): производитель предоставляет существенные скидки авиакомпании как конечному клиенту, а перевозчик заключает договор операционного лизинга на эти воздушные суда с лессорами. Пока «Аэрофлот» не сообщал о попытках взыскать переданные авансы с Airbus, в компании не комментируют возможность подачи иска.
Последние два контракта с лессорами на шесть «Airbus 350-900» по $210 млн каждый «Аэрофлот» подписал в июле и декабре 2021 года, исполнитель их не раскрывался. Тогда же в «Аэрофлоте» в рамках обновленных допандемических соглашений до конца 2021 года авиакомпания должна получить еще 9 моделей «A320neo» и два «Boeing 777-300ER».
В группе объясняли, что инициировали перенос поставок на 2022–2023 годы на фоне пандемийных ограничений, и, как объясняли источники “Ъ” на рынке, отказаться или сократить планы поставок перевозчик не мог из-за крупных штрафов, предусмотренных за это производителем.
В апреле «Азимут» не смог вернуть платежи за шесть «Airbus A220-300», заказанных у лизингодателя Air Lease Corporation (США). Один А330 успела заказать iFly: предоплата составила «чуть менее $1 млн». Накануне объявления санкций она отказалась от планов поставки «A3210Neo» Smartavia и сумела вернуть залог.
Заморожен начатый еще до пандемии переговорный процесс «Уральских авиалиний» с Boeing о компенсациях за срыв поставок 14 Boeing 737 Max и возврате авансов за них.
Санкции ЕС запрещают любые финансовые взаимоотношения с компаниями из РФ. Причем совокупная сумма, по их оценкам, может превышать несколько сотен миллионов американских долларов, поскольку размер авансов начинается от 5-10% от суммы контракта на стадии подписания и приближается к 40-50% за год до поставки.
Управляющий партнер фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков считает, что структура «Ростеха» подавала иск исходя из нового положения АПК РФ (ст. 248.1), которое позволяет российским подсанкционным лицам обращаться в российский суд, даже если в договоре поставки предусмотрен зарубежный суд или арбитраж.
Принятое в РФ решение не будет исполнено нигде, кроме Белоруссии. Единственным объяснением может быть наличие имущества ответчика в России. По данным аналитика, у Airbus в РФ не было активов, которые можно было бы заморозить в качестве обеспечения.
Напомним, для технической поддержки российских операторов самолетов Airbus и Boeing «Аэрофлот» создаст национальный центр компетенций при участии бывших сотрудников западных производителей. LR
История вопроса
«Аэрофлот» доказал, что знает, с какой стороны подступиться к Boeing и Airbus
«Аэрофлот» может обойтись и без «недружественной помощи»
Международные лизинговые консультанты, исходившие из рыночных цен самолета, а также источники, близкие к «Аэрофлоту» не раскрывают суммы претензий, поданного 13 декабря иска в Московский арбитражный суд.«Аэрофлот» доказал, что знает, с какой стороны подступиться к Boeing и Airbus
«Аэрофлот» может обойтись и без «недружественной помощи»
Речь идет о контракте на поставку 17 дальнемагистральных широкофюзеляжных «А350», заключенных напрямую с Airbus в 2015 году и переданных затем в лизинг «Аэрофлоту». Ни один из самолетов не был получен заказчиком.
Кроме того, у «Аэрофлота» с 2007 года действовал твердый контракт с Airbus на поставку 22 самолетов А350, семь из них он успел получить. Первый был получен от ГТЛК в марте 2020 года, последний поступил в феврале 2022 года. Всего «Аэрофлот» собирался получить 39 A350, которые должны были постепенно заместить в парке перевозчика Boeing 777.
Контракт на 22 самолета заключался по схеме возвратного лизинга (sale-and-leaseback): производитель предоставляет существенные скидки авиакомпании как конечному клиенту, а перевозчик заключает договор операционного лизинга на эти воздушные суда с лессорами. Пока «Аэрофлот» не сообщал о попытках взыскать переданные авансы с Airbus, в компании не комментируют возможность подачи иска.
Последние два контракта с лессорами на шесть «Airbus 350-900» по $210 млн каждый «Аэрофлот» подписал в июле и декабре 2021 года, исполнитель их не раскрывался. Тогда же в «Аэрофлоте» в рамках обновленных допандемических соглашений до конца 2021 года авиакомпания должна получить еще 9 моделей «A320neo» и два «Boeing 777-300ER».
В группе объясняли, что инициировали перенос поставок на 2022–2023 годы на фоне пандемийных ограничений, и, как объясняли источники “Ъ” на рынке, отказаться или сократить планы поставок перевозчик не мог из-за крупных штрафов, предусмотренных за это производителем.
В апреле «Азимут» не смог вернуть платежи за шесть «Airbus A220-300», заказанных у лизингодателя Air Lease Corporation (США). Один А330 успела заказать iFly: предоплата составила «чуть менее $1 млн». Накануне объявления санкций она отказалась от планов поставки «A3210Neo» Smartavia и сумела вернуть залог.
Заморожен начатый еще до пандемии переговорный процесс «Уральских авиалиний» с Boeing о компенсациях за срыв поставок 14 Boeing 737 Max и возврате авансов за них.
Санкции ЕС запрещают любые финансовые взаимоотношения с компаниями из РФ. Причем совокупная сумма, по их оценкам, может превышать несколько сотен миллионов американских долларов, поскольку размер авансов начинается от 5-10% от суммы контракта на стадии подписания и приближается к 40-50% за год до поставки.
Управляющий партнер фирмы «Кульков, Колотилов и партнеры» Максим Кульков считает, что структура «Ростеха» подавала иск исходя из нового положения АПК РФ (ст. 248.1), которое позволяет российским подсанкционным лицам обращаться в российский суд, даже если в договоре поставки предусмотрен зарубежный суд или арбитраж.
Принятое в РФ решение не будет исполнено нигде, кроме Белоруссии. Единственным объяснением может быть наличие имущества ответчика в России. По данным аналитика, у Airbus в РФ не было активов, которые можно было бы заморозить в качестве обеспечения.
Напомним, для технической поддержки российских операторов самолетов Airbus и Boeing «Аэрофлот» создаст национальный центр компетенций при участии бывших сотрудников западных производителей. LR
Тэги: Airbus, Аэрофлот, Ростех, судебные споры
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики
- 31.03.2023 М-4 «Дон» тронулся в обе стороны
- 31.03.2023 В ЕАЭС «пронумеруют» грузоперевозки
- 31.03.2023 Сроки обязательного перехода на «цифру» в грузоперевозках не определены

