Просушка обойдется ритейлу в 600 млн рублей допштрафов

11 марта 2025

Штрафы сетям удается обжаловать в судах, но процесс возврата средств может растягиваться на полтора года

Просушка обойдется ритейлу в 600 млн рублей допштрафов

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ; объединяет крупнейших ритейлеров) и Национальный союз экспертов в сфере транспорта и логистики (СЭЛ) обратились к вице-премьеру Виталию Савельеву с просьбой дать поручения органам исполнительной власти по устранению несовершенства регулирования системы автоматических штрафов для перевозчиков грузов в период просушки дорог, пишет «Коммерсантъ».

В 2025 году только с X5 Group (сети «Перекресток», «Пятерочка» и «Чижик») и «Магнита» может быть взыскано более 600 млн рублей. Сети оспаривают в судах наложение штрафов, однако возвращение средств иногда растягивается на полтора года. С подобными проблемами сталкиваются и производители цемента, сообщает Ъ.

«Просушка» – это ежегодное сезонное ограничение на движение большегрузных транспортных средств по дорогам регионального, межмуниципального и местного значения. Точные сроки определяют власти регионов. Обычно запрет работает в течение 30 дней в апреле-июне. Цель – снизить разрушительное воздействия на дорожное полотно в период неблагоприятных природно-климатических условий. Максимальная нагрузка в этот период 5-6 тонн на ось. Важно отметить, что ограничения не касаются перевозки продуктов, однако камеры не распознают, какой товар перевозится в фуре, рассказал председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов.

С начала 2025 года размер штрафов составил 600 тыс. руб. за правонарушение. По данным АКОРТ И СЭЛ, за прошлогоднюю просушку на автопарки X5 и «Магнита» пришлось 1,5 тыс. штрафов на общую сумму 500 млн руб., сообщил собеседник «Ъ» на рынке. В этом году ожидается увеличение суммы в связи со снижением скидки при оперативной оплате (с 50% до 25%), говорится в письме АКОРТ и СЭЛ.

Взыскания начисляются практически во всех регионах, пояснил собеседник «Ъ» среди ритейлеров поясняет. По словам гендиректора юридической компании «Митра» Юрия Мирзоева, штрафы, выписанные автоматизированными системами весогабаритного контроля (АСВГК), вступают в силу немедленно после начисления, а неоплата может привести к ограничению деятельности перевозчика. Гендиректор Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш, объясняет это презумпцией законности постановления до момента его отмены в суде, что вынуждает бизнес изымать средства из оборота.

Получив бумажное постановление о взыскании, компании могут обжаловать штраф в суде. Зачастую процесс возврата денежных средств занимает от 8 до 18 месяцев, следует из обращения АКОРТ и СЭЛ.

Анна Барабаш предлагает решить этот вопрос, создав реестр транспортных средств, используемых для перевозки продуктов, объединив его с АСВГК. Управляющий партнер юридической компании Zharov Group Евгений Жаров, предлагает другой подход. Он считает, что необходимо создать специальное программное обеспечение и внести соответствующие изменения в законодательство. Однако, он опасается, что перевозчики других категорий грузов могут попытаться использовать исключения для уклонения от штрафов. Эксперт также считает, что проблема может быть решена через выдачу специальных наклеек (чипов) на лобовые стекла перевозчиков пищевых продуктов, которые бы считывались АСВГК.

Ранее на сложности из-за автоматических штрафов обращали внимание производители цемента: они столкнулись с ростом числа взысканий, размер которых достигает 250–400 тыс. руб., сообщал ранее «Ъ». Однако, решение этих споров в судебном порядке не всегда завершается в пользу перевозчика, так как экспертиза по фактам нарушения практически не назначается. «Цемрос» уже направила обращения по двум случаям в надзорные органы, сообщили Ъ в компании.

В прошлом году на производителя наложили взыскания в миллионы рублей несмотря на то, что транспортные средства грузились в рамках нормативов. Кроме того, в компании опасаются, что в этом году ситуация может обостриться, так как в период просушки дорог нарушения, касающиеся превышения предельного веса на ось, могут фиксировать, в том числе и за пустыми грузовиками.

Напомним, ассоциация «Грузавтотранс» направила обращение президенту России Владимиру Путину и в Государственную думу с предложением отменить весеннюю просушку дорог в 2025 году. Отмена весенней просушки особенно актуальна в условиях текущего экономического кризиса в отрасли, считают эксперты. LR

Фото: © A Челмодеев / Фотобанк Лори

Тэги: весенняя просушка, штрафы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх