Простой дороже перевозки: РЖД увеличивают плату за «парковку»

18 сентября 2025

На некоторых станциях плата за простой может быть повышена десятикратно

Простой дороже перевозки: РЖД увеличивают плату за «парковку»

РЖД выступили с инициативой значительного увеличения платы за стоянку вагонов на отдельных станциях в условиях избытка подвижного состава на сети, который оценивается компанией в 240 тыс. ед. при общем парке в 1,3 млн вагонов. Данное предложение, направленное на обеспечение бесперебойной работы железнодорожной инфраструктуры и выполнение государственных задач, изложено в проекте поправок к Уставу железнодорожного транспорта. Согласно документу, на некоторых станциях плата за простой может быть повышена десятикратно, причем перечень таких станций пока окончательно не определен, но в него могут войти пути, примыкающие к предприятиям непрерывного цикла, сообщает «РБК».

Действующие тарифы за использование путей общего пользования были установлены еще в 2015 году приказом Федеральной службы по тарифам (ныне – ФАС) и предусматривают ежегодную корректировку. В последний раз их повышали в декабре 2024 года на 24,8% в рамках общей индексации тарифов РЖД, а за последнее десятилетие их рост составил 2,2 раза.

В обоснование инициативы указывается, что повышение платы позволит снизить нагрузку на пути общего и необщего пользования, сократить количество временно задерживаемых поездов, потенциально увеличить погрузку (которая за восемь месяцев 2025 года снизилась на 7,1% до 738,8 млн тонн под влиянием конъюнктурных факторов), а также минимизировать риски срыва сроков доставки грузов и порожних вагонов. Это, в свою очередь, повысит надежность логистики, побудит владельцев вагонов размещать невостребованный парк на инфраструктуре необщего пользования и улучшит планирование управления парками.

В документе подчеркивается, что занятость путей простаивающими вагонами затрудняет прием подвижного состава на станциях с интенсивной грузовой работой, включая те, что обслуживают предприятия оборонной промышленности, непрерывного цикла, контейнерные терминалы и погранпереходы. Это приводит к задержкам в доставке грузов, что чревато сбоями производственных процессов, нарушением стабильной работы предприятий и возможным невыполнением контрактов, в том числе государственных. Например, для металлургических заводов ритмичность отгрузок критически важна из-за зависимости от сырьевых запасов, и сбои могут привести к остановке доменных печей.

Инициатива РЖД по повышению платы за стоянку вагонов получила поддержку со стороны Минтранса и Федеральной антимонопольной службы, которые согласились с необходимостью экономического стимулирования владельцев подвижного состава для сокращения размещения невостребованных вагонов на инфраструктуре компании, особенно на станциях, примыкающих к предприятиям непрерывного цикла. В то же время Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), объединяющий крупнейших игроков рынка, включая Первую грузовую компанию, Национальную транспортную компанию, «Новую перевозочную» и «Трансойл», выступил против предложенного десятикратного увеличения тарифов. В письме от 15 сентября на имя заместителя министра транспорта Алексея Шило исполнительный директор СОЖТ Игорь Санковский указал на отсутствие в проекте обоснования именно такого размера повышения, а также оценки его потенциального воздействия на загруженность путей и оборот вагонов. Кроме того, в союзе отметили, что в документе не предусмотрено соответствующее увеличение финансовой ответственности самой РЖД, что свидетельствует о недостатке комплексного подхода к системе взаимной ответственности участников перевозочного процесса, особенно в условиях действующих ограничений на перевозку порожних вагонов.

РЖД воздержались от комментариев по поводу конкретных планов повышения ставок, но пояснили, что размещение незадействованного парка на путях компании, хотя и не является их основным предназначением, допускается на временной основе в тех случаях, когда это не нарушает перевозочный процесс. Представитель компании подчеркнул, что РЖД не ставят целью извлечение сверхприбылей от этой услуги, и владельцы вагонов вправе выбирать альтернативные варианты, включая использование путей необщего пользования, где цены формируются по рыночным принципам. Согласно данным Института проблем естественных монополий, в августе стоимость суточной стоянки вагона на таких путях в среднем составляла 600 рублей в зависимости от региона.

В СОЖТ обращают внимание на то, что при действующих тарифах на стоянку вагонов – 262,95 рубля за вагон в сутки в первые трое суток и 1314,73 рубля на станциях выгрузки и припортовых станциях в последующий период – дополнительный доход РЖД в 2025 году может достичь 1,7 млрд рублей, что на 35% превышает первоначальные прогнозы. В случае же десятикратного увеличения ставок эта статья доходов становится коммерчески значимой, что, по мнению экспертов, может создать дестимулирующий эффект для ритмичной организации перевозочного процесса.

С осени 2024 года РЖД совместно с операторами принимают активные меры по балансировке количества вагонов в соответствии с текущей грузовой базой, включая заключение соглашений о взаимодействии при допуске и эксплуатации подвижного состава. Помимо вывода вагонов из эксплуатации, практикуется их ускоренное списание. Согласно оценкам ИПЕМ, в сентябре объем выбытия вагонов впервые за последние десять лет превысил объем поставок, что привело к сокращению общего зарегистрированного парка. Увеличение выбытия на 1,6-1,7 тыс. ед. в прошлом месяце было обусловлено главным образом ростом списания полувагонов и платформ, что стало следствием снижения спроса на вагоны из-за падения погрузки и значительного избытка парка. Это, в свою очередь, вызвало снижение ставок аренды на 45–70% по долгосрочным и спотовым контрактам с начала года, а также дефицит мест для размещения порожних вагонов, не задействованных в перевозках в течение длительного времени.

В результате за десять месяцев из процесса грузоперевозок было выведено 217 тыс. невостребованных вагонов, что, по оценке РЖД, положительно сказалось на ключевых показателях работы железной дороги: оборот вагона ускорился на двое суток, производительность локомотивного парка выросла на 11%, а скорость доставки грузовых отправок увеличилась на 157,2 км в сутки. Доля груженых отправок, доставленных в установленный срок, повысилась с 94% до 99%.

По мнению заместителя генерального директора ИПЕМ Владимира Савчука, повышение стоимости отстоя вагонов для РЖД не является бизнес-историей, поскольку компания не ставит целью извлечение прибыли, а стремится освободить пути для выполнения технологических операций, связанных с перевозками и сортировкой вагонов. При этом директивно убрать подвижной состав невозможно, а передислокация доступна лишь с ограниченного числа станций. Основная идея заключается в том, чтобы освободить инфраструктуру экономическими методами для обеспечения бесперебойных перевозок. Кроме того, низкие цены на парковку ограничивают инвестиции в инфраструктуру для отстоя. Если же стоимость стоянки возрастет, это может привлечь инвесторов, готовых финансировать строительство специализированных путей, что в конечном итоге позволит рынку сбалансировать емкость, спрос и предложение.

Напомним, стоимость отстоя грузовых вагонов с начала 2025 года выросла в 2,5 раза, достигнув к августу 23-24 тыс. рублей в месяц в зависимости от региона. LR

Тэги: РЖД, тарифы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх