Проблемы автоперевозчиков с «Платоном» железной дороге не помогут

23 ноября 2015

Слишком значителен разрыв в стоимости перевозок

Проблемы автоперевозчиков с «Платоном» железной дороге не помогут

Уход части игроков с рынка грузовых автоперевозок из-за повышения финансовой нагрузки на них в связи с введением системы взимания платы «Платон» приведет к росту цен на автоперевозки внутри автомобильного рынка, однако железной дороге не стоит ожидать увеличения грузопотоков, поскольку по многим номенклатурам грузов разрыв в стоимости перевозки весьма значительный на сегодняшний день. Так считает председатель Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава Ольга Лукьянова.

C 15 ноября все владельцы автотранспорта массой больше 12 тонн обязаны платить за проезд по федеральным дорогам общего пользования. Введение платы вызвало многочисленные протесты дальнобойщиков. В результате правительство пошло на некоторые уступки, а депутаты предлагают снизить штрафы и даже на некоторое время ввести мораторий на взимание платы.

По мнению председателя Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Ольги Лукьяновой, «государство ввело плату крайне непрофессионально». Причем, о «непрофессионализме» свидетельствуют не технические сложности, проявившиеся с началом работы системы взимания платы «Платон», а неправильный выбор времени ее запуска.

– Неправильно было выбрано время – под Новый год, когда грузовые перевозки традиционно велики в связи с подвозом товара на новогодние праздники – с точки зрения временного периода подходило бы начало года, – комментирует Лукьянова сложившуюся ситуацию в своем дневнике в LiveJournal.

Также возникновению массовых протестов способствовал запуск системы взимания платы одновременно на всей территории страны. «Ввели бы вначале в одном субъекте федерации, через месяц – на другом конце страны. Тогда не было бы волнений сразу по всей стране. Были бы локальные вспышки недовольства, которые успешно были бы подавлены. Государство же сразу ополчило против себя автомобилистов всей страны», – полагает Лукьянова.

– Если бы государство проявляло заботу об автомобильном российском бизнесе, то, вводя плату, одновременно дало бы и пряника грузоперевозчикам, например, усложнили бы работу иностранных перевозчиков, составляющих серьезную конкуренцию российским автомобилистам, – считает председатель НП ОЖдПС.

Заметим, система взимания платы уже запущена, а Минтранс только еще приступил к разработке проекта правительственного постановления, которое должно обеспечить полноценное функционирование системы взимания платы «Платон», поскольку иностранные перевозчики выезжают за территорию Российской Федерации без уплаты административного штрафа, отмечает разработчик в паспорте проекта.

Также, продолжает Лукьянова, правительство в качестве пряника могло бы снизить стоимость отпускаемого в розницу дизельного топлива, что снизило бы расходы на заправку автомобилей. «Все было бы правильно – ведь управление обществом всегда предполагает какие-то компромиссы – мы вводим новые платы, а вам за это даем какие-то поблажки, чтобы не так тяжело все воспринималось. Это было очень мудро. Это смотрелось бы по-отечески», – уточняет автор.

Рассуждая о возможных последствиях введения платы, Лукьянова отмечает, что «для ритейлеров плата за проезд по дорогам федерального значения лишь удобный повод резко поднять цены перед праздниками, можно будет сослаться на действия третьих лиц», тогда как автоперевозчики действительно пострадают. Многие из них работают с нулевой рентабельностью, «либо даже в убыток, надеясь на хорошие заказы в ближайшем будущем».

Поэтому отток с рынка грузовых автоперевозок транспортных компаний и «простых владельцев авто» неизбежен, но это не приведет к переходу грузов на железнодорожный транспорт, как считают некоторые эксперты. «Система ОАО «РЖД», как правило, сопротивляется любым новым объемам перевозок, а тем более разнообразным по номенклатурам грузов, объемам, регулярности и направлениям», – считает глава партнерства.

– Уход ряда игроков с рынка в связи с повышением финансовой нагрузки на них приведет к увеличению цен на автоперевозки внутри автомобильного рынка, – прогнозирует Ольга Лукьянова. – Железной дороге мало что перепадет, так как по многим номенклатурам грузов разрыв в цене перевозки, благодаря тарифной политике РЖД, кратный. Скорости доставки на автотранспорте для железнодорожного на расстояние до двух тысяч км недостижимы.

Поэтому, пишет автор, не стоило бы протестовать всем автомобилистам, поскольку некоторые из них «не выдержат забега и сойдут с дистанции». Тогда, по словам Лукьяновой, оставшиеся начнут долгожданный подъем цен.

– Это приведет к оформлению пула крупных игроков, чего с нетерпением ждут спекулянты из других сфер – можно прикупить крупную компанию и лоббировать монополизацию рынка. Но до этого еще далеко, а сейчас мы с грустью будем наблюдать, как сегодняшние многочисленные шоферы и владельцы фур будут сворачивать свою деятельность, а на рынке будет снижаться конкуренция, – подытожила запись председатель НП ОЖдПС.

Тем временем Росавтодор отчитался по итогам пяти дней работы системы взимания платы «Платон». За это время в федеральный дорожный фонд собран 191 млн рублей. По состоянию на 21 ноября, в системе зарегистрировано более 70 тыс. транспортных компаний и предпринимателей с общим объемом парка свыше 600 тыс. автомобилей.

Также в пятницу в Минтрансе прошло рабочее совещание с участием представителей Федерального дорожного агентства, оператора системы «Платон», Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и крупных транспортных компаний. На совещании обсуждались вопросы взаимодействия грузоперевозчиков с новой системой взимания платы. Также были рассмотрены и учтены пожелания по повышению удобства ее использования в рабочем процессе перевозчиков.

– Мы высказали свои предложения, они были услышаны. Надеемся на продолжение конструктивного диалога и считаем важным, чтобы к этой работе присоединились все участники рынка – как большие, так и малые предприятия, вплоть до индивидуальных частных предпринимателей, – отметил председатель совета директоров ПАО «Совтрансавто-Москва» и УК «Руста» Алексей Двойных. LR

Тэги: Платон, плата с большегрузов, НП ОЖдПС, РЖД







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх