Проблема с «порожняком» достигла высокопоставленных ушей
6 ноября 2024Сохранение действующих запретов на сети РЖД чревато затовариванием портов
Железнодорожные операторы обратились к советнику президента Игорю Левитину с просьбой разобраться с ограничениями доступа порожних вагонов на сеть РЖД. Сохранение запретов чревато затовариванием портов, утверждает бизнес, сообщает «РБК». В числе подписавших письмо группа операторов, включая «Национальную транспортную компанию», «СКС», «Нефтетранссервис», «Модум-Транс», «Транспортные технологии», «Новую перевозочную компанию», ТГК и «Уголь-Транс».
Однако такая мера, считают железнодорожные операторы, привела к еще большему количеству негативных последствий.
Ограничение доступа к порожним вагонам, уверены авторы письма, привело к неравномерному распределению вагонного парка на сети РЖД, что затрудняет организацию погрузки и перевозок.
Кроме того, по данным операторов, на 35-40% выросло критическое невыполнение объемов погрузки, прежде всего с Западно-Сибирской железной дороги в западном направлении, что привело к увеличению количества брошенных поездов и отставленным от движения составам.
Авторы обращения подчеркивают, что неоднократные запросы в адрес центрального аппарата РЖД и руководителей железных дорог не привели к улучшению ситуации. В письме отмечается, что РЖД и Минтранс не предлагают конструктивных решений, ограничиваясь угрозами и предложениями по сокращению вагонного парка, часть которых нарушает федеральное законодательство.
По версии бизнеса, вагонный профицит усиливается также из-за снижения показателей погрузки (в октябре она сократилась на 6,2% к аналогичному периоду 2023-го, до 96,9 млн т), грузооборота и завышения оборота вагонов.
– Постоянно анонсируемое перевозчиком развитие инфраструктуры не подтверждается реальными размерами движения. Только при реализации провозной способности Восточного полигона дополнительно должно быть задействовано до 50 тыс. вагонов, – отметили железнодорожные операторы в письме.
Авторы обращения выражают опасения, что сложившаяся ситуация может привести к негативным последствиям для грузоотправителей Красноярской и Дальневосточной железных дорог, а также для процесса погрузки контейнеров.
В письме к Игорю Левитину операторы отмечают, что ограничение доступа к вагонам может спровоцировать рост ставок на предоставление вагонов. Это, в свою очередь, приведет к увеличению загруженности портов контейнерами. Согласно данным информационного центра операторов, в сентябре 2024 года они увеличились в среднем на 8-15%.
– Текущая ситуация свидетельствует о серьезной потере взаимопонимания между перевозчиком и операторским сообществом, потому что те меры, которые сейчас реализуются РЖД, непонятны операторам и грузоотправителям. Они не стимулируют приток грузов на железную дорогу, а, напротив, приводят к сокращению перевозок и погрузки, что мы и наблюдаем. В такой ситуации обращение к квалифицированному (с точки зрения понимания процессов) и достаточно близкому к первому лицу Игорю Левитину выглядит своего рода последним шансом, криком вопиющего в пустыне. Но сейчас ничего другого не остается, – прокомментировал ситуацию генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Напомним, что РЖД предлагает внести изменения в правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре (ПНД), которые вступят в силу с 1 января 2025 года. Речь идет о сохранении контроля монополией над очередностью к инфраструктуре Восточного полигона. LR
История вопроса
РЖД обозначило минимум своих «индексационных планов»
Перевозки по железной дороге попадут под мегаиндексацию
По словам подписантов обращения, проблема возникла после введения РЖД в октябре 2024 года ограничений на обработку порожних вагонов с целью борьбы с избыточным вагонным парком, который по оценкам компании достиг 1,3 млн единиц.РЖД обозначило минимум своих «индексационных планов»
Перевозки по железной дороге попадут под мегаиндексацию
Однако такая мера, считают железнодорожные операторы, привела к еще большему количеству негативных последствий.
Ограничение доступа к порожним вагонам, уверены авторы письма, привело к неравномерному распределению вагонного парка на сети РЖД, что затрудняет организацию погрузки и перевозок.
Кроме того, по данным операторов, на 35-40% выросло критическое невыполнение объемов погрузки, прежде всего с Западно-Сибирской железной дороги в западном направлении, что привело к увеличению количества брошенных поездов и отставленным от движения составам.
Авторы обращения подчеркивают, что неоднократные запросы в адрес центрального аппарата РЖД и руководителей железных дорог не привели к улучшению ситуации. В письме отмечается, что РЖД и Минтранс не предлагают конструктивных решений, ограничиваясь угрозами и предложениями по сокращению вагонного парка, часть которых нарушает федеральное законодательство.
По версии бизнеса, вагонный профицит усиливается также из-за снижения показателей погрузки (в октябре она сократилась на 6,2% к аналогичному периоду 2023-го, до 96,9 млн т), грузооборота и завышения оборота вагонов.
– Постоянно анонсируемое перевозчиком развитие инфраструктуры не подтверждается реальными размерами движения. Только при реализации провозной способности Восточного полигона дополнительно должно быть задействовано до 50 тыс. вагонов, – отметили железнодорожные операторы в письме.
Авторы обращения выражают опасения, что сложившаяся ситуация может привести к негативным последствиям для грузоотправителей Красноярской и Дальневосточной железных дорог, а также для процесса погрузки контейнеров.
В письме к Игорю Левитину операторы отмечают, что ограничение доступа к вагонам может спровоцировать рост ставок на предоставление вагонов. Это, в свою очередь, приведет к увеличению загруженности портов контейнерами. Согласно данным информационного центра операторов, в сентябре 2024 года они увеличились в среднем на 8-15%.
– Текущая ситуация свидетельствует о серьезной потере взаимопонимания между перевозчиком и операторским сообществом, потому что те меры, которые сейчас реализуются РЖД, непонятны операторам и грузоотправителям. Они не стимулируют приток грузов на железную дорогу, а, напротив, приводят к сокращению перевозок и погрузки, что мы и наблюдаем. В такой ситуации обращение к квалифицированному (с точки зрения понимания процессов) и достаточно близкому к первому лицу Игорю Левитину выглядит своего рода последним шансом, криком вопиющего в пустыне. Но сейчас ничего другого не остается, – прокомментировал ситуацию генеральный директор «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров.
Напомним, что РЖД предлагает внести изменения в правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре (ПНД), которые вступят в силу с 1 января 2025 года. Речь идет о сохранении контроля монополией над очередностью к инфраструктуре Восточного полигона. LR
Тэги: железнодорожные грузоперевозки, ограничения
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости