Правила игры на рынке железнодорожных перевозок каждый норовит переписать под себя. Одна ФАС чего стоит
22 декабря 2017Участники отрасли устали от новых вводных и просят поставить регулирование на паузу

В этом году локальный дефицит парка, традиционно приходящийся на осенние месяцы, совпал с беспрецедентным ростом погрузки угля на экспорт, вызванным ростом цен на мировых рынках, пишет «Коммерсантъ». За год РЖД планировала перевезти 334,8 млн тонн, а по факту за 11 месяцев перевезла – 325,9 млн тонн.
ФГК не хватает денег, но она все же скупила почти половину всех произведенных в России вагонов
РЖД хочет забронировать под ФГК треть рынка во имя спасения грузов малого и среднего бизнеса
ФАС снова мутит тарифные условия РЖД. Требует отнять надбавку на капремонты
У правительства нет слов, чтобы записать идею создания резервного парка на бумаге
РЖД оставят в «тарифном коридоре», но движение в нем будет односторонним и «скидочным»
Закон не помешает ФАС взять железные дороги под контроль
Плюс, в ноябре этого года ФГК лишилась 27 500 вагонов, в результате чего доля компании на рынке сократилась с 24% до 18%. И это на фоне того, что из-за давления ФАС оператор в мае 2017-го зафиксировал ставки предоставления вагонов. В итоге, к октябрю ценник ФГК был на 15-40% ниже среднерыночных значений. Это породило ажиотажный спрос грузоотправителей на дешевые вагоны ФГК.
В результате, в числе пострадавших оказались поставщики технической соли, карельские производители щебня, предприятия ЖКХ (преимущественно Дальнего Востока), мукомольные предприятия Санкт-Петербурга и «зерновики» Сибири.
При детальном рассмотрении оказалось, что для каждой категории пострадавших от дефицита вагонов – свои причины и следствия. По словам крупных участников рынка зерновых культур, дефицита хопперов в принципе нет, есть неравномерность предъявления грузов к перевозке. При чем в данной неравномерности виноваты сами «зерновики», которые частенько тянут с отправками в ожидании хорошей конъюнктуры экспортного рынка.
Карельский щебень страдает от конкуренции со стороны сопредельных стран и угля, отмечает «Ъ». Одна из причин в том, что составы, перевозящие уголь в порты Северо-Запада России, больше «не подбирают» на обратном пути щебень. А не подбирают, потому что начали предоставлять скидки на порожний пробег инновационных вагонов. В ноябре ФГК, по согласованию с РЖД и Минтрансом, выделила дополнительные вагоны, но как-то без предупреждения.
– Но наступил декабрь, и все вернулось на круги своя — сейчас ФГК активности не проявляет. Никаких управленческих решений системного характера не выработано – просто ситуация скорректировалась из-за зимнего снижения объемов погрузки, – пояснил «Ъ» гендиректор «Промнерудтранса» и зампред НП «Ассоциация горнопромышленников Карелии» Андрей Громовой. – Если бы ФГК ежемесячно предоставляла 1500-2000 дополнительных вагонов в Карелию, ситуации, которую мы имели в этом и прошлом году, просто не было бы.
Из всех производителей соли проблемы возникли лишь у одной компании – «Руссоли».
Как показал анализ РЖД, причины дефицита крылись за пределами России – в Казахстане. Там из-за роста отгрузок на внутреннем рынке в сентябре-октябре не хватало свободных полувагонов.
Несмотря на различия в причинах, следствием может стать глобальный пересмотр правил игры на железнодорожном рынке. В частности, ФАС уже предложила сформировать резервный парк. Когда это будет сделано и будет ли сделано – пока не понятно.
Так как премьер-министр Дмитрий Медведев поручил к 15 апреля 2018-го рассмотреть «возможность, сроки и параметры создания резервного парка», а Антимонопольная служба назвала свои сроки – до 1 апреля. За развитием ситуации вокруг данного вопроса «Логирус» следил и продолжает следить очень внимательно.
Еще одно предложение ФАС касается ФГК и создания категории «социально значимых грузов», тариф на перевозку которых будет определяться нерыночным способом. Параллельно, Антимонопольная служба предлагает отказаться от 2-процентной надбавки РЖД на капремонт, заменив ее на 7,7-процентную надбавку на порожний пробег.
Данные предложения Антимонопольного ведомства будут выгодны разве что алюминиевым и металлургическим компаниям, которые занимаются перевозками «на коротких плечах» по территории России, полагает глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.
Однако, одновременно с этим, у РЖД появится законная возможность лишить данные компании скидок в рамках «тарифного коридора».
Заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук прогнозирует, что в 2018-м острого дефицита вагонов удастся избежать. Так как темпы обновления парка превышают скорость списания. А проблему резерва нужно отпустить, рынок сам ее отрегулирует, уверен эксперт. Единственное, что необходимо рынку – долгосрочные правила игры, от которых зависит планирование.
Напомним, что недавно ФГК отчиталась о пополнении парка на 22 700 вагонов в рамках инвестпрограммы. Более того, реализация инвестпрограммы компании по закупке новых вагонов в 2017 году даже превысила первоначально запланированные объемы, что в том числе связано с досрочным возвращением парка ООО «УВЗ-Логистик».
Тэги: РЖД, ФГК, ФАС, дефицит полувагонов, тарифное регулирование, инновационные вагоны, железнодорожные грузоперевозки
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

