Перевозчики в недоумении от сложившейся практики весового контроля

4 февраля 2016

В определении степени виновности перевозчика слишком велика роль человеческого фактора

Перевозчики в недоумении от сложившейся практики весового контроля

Ситуация с весовым контролем на дорогах общего пользования – одна из наиболее болезненных проблем для транспортных компаний. Об этом заявил президент Сибирской ассоциации автоперевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев на пресс-конференции «Проблемы и перспективы развития системы весового контроля на дорогах Сибири», организованной ИА «Интерфакс-Сибирь».

– Сложившаяся практика весового контроля зачастую вызывает у предпринимателей недоумение и возмущение. Слишком велика роль человеческого фактора в определении степени виновности перевозчика, – считает Трунаев.

Далеко не всегда грузоотправители и перевозчики получают необходимые согласования на перевозку тяжеловесных грузов. «Не секрет, что в большинстве случаев участники перевозки пытаются решить вопрос с помощью взяток. Однако мы солидарны с надзорными органами в том, что контроль в этой сфере надо ужесточать», – уточнил президент СААП.

По словам Трунаева, необходимо привести «в разумный порядок» размеры ставок платы за ущерб дорогам для тяжеловесных транспортных средств и упростить процедуру получения соответствующих разрешений на проезд и методику расчета вреда. «Завышенные ставки и сама неуклюжая система расчета вреда приводят к тому, что грузоотправители и перевозчики начинают искать незаконные обходные пути и выводят на дороги транспорт без каких-либо разрешений», – полагает глава СААП.

Примером может служить ситуация, когда в прошлом году в Новосибирской области сотрудники ГИБДД остановили два транспортных средства, перевозивших проходческий щит весом больше 100 тонн, а также спецтехнику весом более 200 тонн без разрешений. До остановки они без особых проблем проехали полстраны.

Также, продолжил Трунаев, руководство регионов не учитывает реальные погодные условия при введении весенних ограничений. На этот период нет специальных коридоров для движения транзитного транспорта, поэтому у перевозчика нет законных оснований для проезда по основным маршрутам, тогда как доставку грузов невозможно остановить.

– Сейчас во время весенних ограничений разрешенная нагрузка на ось составляет всего 5 тонн, хотя даже у пустого автопоезда нагрузка на переднюю ось превышает этот параметр. То есть в это время даже до рембазы для выполнения регламентных работ нельзя доехать, – сетует глава СААП.

Законодательство обязывает водителя транспортного средства, напомнил Трунаев, лишь контролировать размещение груза в автомобиле с целью не допустить повреждения ТС и соблюдать безопасность движения. При этом у водителя нет никаких законных рычагов, чтобы при погрузке контролировать нагрузку на оси, поэтому самый законопослушный перевозчик в любой момент может стать злостным нарушителем.

Причинами такого положения является отсутствие желания со стороны надзорных органов применять нормативную базу в плане определения ответственности за перегруз: пока грузоотправитель не будет нести ответственность за данное правонарушение, без вины виновным на дороге будет оставаться перевозчик. На дорогах недостаточно постов весового контроля. Существующие динамические весы не всегда работают в комплексе со стационарными.

– Одной из причин являются жадность и безответственность грузовладельцев, – подчеркнул Трунаев. – А поскольку мы выполняем услугу и буквально завоевываем клиента в жесткой конкурентной борьбе, то повлиять на ситуацию, в которой условия диктует заказчик, мы не в состоянии. Зачастую наши клиенты хотят максимально загрузить машину и тем самым снизить стоимость доставки. В ряде случаев сталкиваемся с тем, что клиенты просто не разрешают водителю присутствовать при погрузке. Нередко грузоотправители игнорируют просьбы водителей не перегружать автомобиль, по иному распределить нагрузку на оси.

Соответствующие изменения в Кодексе об административных правонарушениях уже вступили в силу с июля 2015 года. Теперь грузоотправитель, как и перевозчик, отвечает за перегруз. Для индивидуальных предпринимателей штраф составляет 80–100 тыс. рублей, для юридических лиц – 250–400 тыс. рублей.

– То есть возможность привлекать грузоотправителей к ответственности все-таки появилась. И уже есть судебные прецеденты применения этого положения КоАП на практике. Так, например, Управление государственного дорожного надзора по Краснодарскому краю и Адыгее осенью 2015 года оштрафовало на 250 тыс. руб. две компании-грузоотправителя. Одно из решений об административном наказании судом было отменено. Надеюсь, что штрафы повлияют на позицию грузоотправителей, – уточнил глава СААП.

Также новосибирские перевозчики регулярно сталкиваются с проблемой расхождения показаний на постах весового контроля в различных регионах России.

– Ситуацию, когда разница во взвешивании одной и той же машины на разных пунктах может составлять несколько тонн, нельзя назвать нормальной. Создается впечатление, что большую роль в этом играет «человеческий фактор». Устранить разнобой можно, если создать единую электронную систему данных о результатах взвешивания большегрузных автомобилей, – предложил Трунаев. – На мой взгляд, все пункты весового контроля Российской Федерации должны работать в этой общей базе в режиме реального времени. И тогда разница в показаниях весов и повторное наказание одного и того же транспортного средства с тем же грузом в пределах одной поездки станут невозможными.

Если ввести систему единых сертификатов взвешивания, когда перевозчик при выезде из города может при взвешивании на контрольных весах получить документ, подтверждающий отсутствие перегруза как по общей массе, так и по осевой нагрузке, это избавит водителя от проверки на других постах весового контроля. «Об этом мы говорим уже десять лет», – подытожил президент СААП. LR

Тэги: негабарит, тяжеловесные грузы, СААП







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх