Перевозчик или заказчик: крупные транспортные компании лишают подрядчиков оплаты
26 июня 2025Грузовладельцы участвуют в таких схемах из-за сниженных тарифов, а реальные перевозчики – из-за необходимости зарабатывать любой ценой

Участники рынка, опрошенные «Логирусом», отмечают, что за последние несколько месяцев значительно выросли случаи неоплаты грузоперевозок подрядчикам со стороны крупных транспортных компаний.
– Так, в заявке на перевозку, оформляемую в соответствии с положениями ст. 429 ГК РФ (ист.), крупная транспортная компания, де-юре экспедитор, указывает себя как грузовладельца, нанимающего перевозчика для выполнения рейса. Этот документ подписывается представителем перевозчика, подтверждая его намерения об участии в потенциальной сделке, – объяснил эксперт.
Ключевое документальное противоречие кроется в транспортной накладной (ТрН) – документе, который является договором перевозки по ст. 785 ГК РФ (ист.), добавил Алексей Кожевников. Грузоотправитель, как правило, указывает в графе «Перевозчик» экспедитора, а не реального исполнителя, чьи данные были в заявке. При этом подпись водителя-перевозчика в накладной доказывает, что груз принял именно он, а не указанный экспедитор. Таким образом, ТрН, призванная фиксировать сделку, сама становится орудием искажения фактов, подчеркнул собеседник «Логируса».
– Это создает ситуацию с признаками «фиктивного документооборота», когда по бумагам отражают одно, а фактически выполняют другое: в транспортной накладной указывают крупную транспортную компанию (экспедитора) как перевозчика, тогда как фактические действия, прием и перевозка груза, выполнены третьим лицом – реальным перевозчиком, – перечислил Алексей Кожевников.
Такое оформление сделки, по словам эксперта, является прямым нарушением положений статьи 54.1 Налогового кодекса РФ (ист.).
В своем бухгалтерском учете крупные транспортные компании отражают услугу перевозки как оказанную собственными силами. Юридическим основанием для этого служит договор транспортной экспедиции, а ключевым документом, подтверждающим факт оказания услуги перед налоговиками, выступает транспортная накладная, оформленная именно на экспедитора, отметил в беседе с «Логирусом» Алексей Кожевников. Однако реальная картина бизнес-процесса иная: фактическое исполнение операции по перемещению груза осуществляется силами контрагента – реального перевозчика. Таким образом, экспедитор, выступая организатором перевозки, документально «присваивает» себе исполнение услуги, которая физически выполняется другим участником рынка, сделал вывод эксперт.
– При этом, так называемый де-юре экспедитор не является ни владельцем транспорта (перевозчиком), ни де-факто экспедитором. Так как отсутствуют документы и фактические действия при приеме груза, в соответствии с правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Его экономическая функция как получателя всей суммы фрахта от грузовладельца, за подобные услугу перевозки становится необоснованной в свете реального исполнения услуги третьим лицом, – отметил Алексей Кожевников.
Мотивация участников подобных схем, по словам эксперта, проистекает из коммерческой выгоды. Грузовладелец, в ходе проведения тендерных процедур, получает искусственно заниженный тариф, изначально не подразумевающий уплаты крупной транспортной компанией (экспедитором) полного объема налогов, связанных с корректным отражением посреднической деятельности или полноценной перевозки.
– Перевозчик, часто небольшая компания, с небольшим парком машин, соглашается на работу в таких условиях из-за рыночных сложностей, но сталкивается с рисками неплатежей или задержек оплаты со стороны подобных экспедиторов. Оспорить задолженность трудно, поскольку основным документом для грузовладельца является транспортная накладная, указывающая исполнителем не перевозчика, а крупного участника рынка (экспедитора), – объяснил эксперт.
Схема носит цикличный характер, уверен Алексей Кожевников. Экспедитор накапливает огромные налоговые риски, систематически оформляя документы с искажением фактов хозяйственной жизни. При налоговой проверке ФНС выявляет нарушения ст. 54.1 НК РФ, приводящие к огромным доначислениям налогов, пеней и штрафов. В дальнейшем, крупный участник рынка (экспедитор), как юридическое лицо, выступавшее в роли заказчика транспортных услуг, банкротится.
– Однако бенефициары подобных схем открывают и регистрируют новые юридические лица, в которых снова выступают как экспедиторы, с легкостью перезаключают договоры с грузовладельцами и привлекает новых перевозчиков, возобновляя цикл. Грузовладелец сохраняет доступ к низким тарифам, не требуя корректности документооборота, – добавил эксперт, отмечая, что подобные факты можно увидеть у огромного количества компаний-грузовладельцев, которые на протяжении последних нескольких лет постоянно фигурируют в текстах судебных актов как покупатели подобных услуг.
Итогом является системный ущерб рынку: демпинговые цены разрушают добросовестную конкуренцию, реальные перевозчики страдают от неплатежей, бюджет недополучает налоги, а схема воспроизводится через банкротства и создание новых юридических лиц под контролем одних и тех же физических лиц.
Среди тех, кто активно использует такие «оптимизированные» первичные учетные документы – крупные экспедиторы: «ГЛТ Москва», Dentro, «Бау Фасад Магистраль» и другие, перечислил Алексей Кожевников.
К сожалению, «Биржа грузоперевозок ATI.SU» отказалась предоставить «Логирусу» статистику претензий и комментировать сложившуюся ситуацию. Однако, судя по данным платформы, лидером антирейтинга экспедиторов стала компания «Глобал Логистик Транспорт Москва» с задолженностью более 170 млн рублей.
Напомним, что в России официально в сегменте грузоперевозок работают не более 30% игроков рынка, остальные – вне правового поля, следует из аналитического обзора «АвтоГрузЭкс», подготовленном при участии Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», ПЭК, DIZI Group и Dentro. LR
Фото: © Акиньшин Владимир / Фотобанк Лори
История вопроса
Контракт-пиявка, «капкан-условия» и договорная кабала
Президент РФ подписал законопроект о «новом реестре Минтранса»
Анализ перевозочных документов, которые используют крупнейшие грузовладельцы, помог выявить новую схему, заявил в беседе с «Логирусом» заявил руководитель ООО «Контроль Рисков», участник экспертной группы при Финуниверситете, по вопросам, связанным с развитием и продвижением отраслевых стандартов добросовестности в сфере грузоперевозок, основанных на судебной практике по налоговым спорам и инцидентам по хищениям грузов, Алексей Кожевников. Суть этой схемы заключается в следующем.Контракт-пиявка, «капкан-условия» и договорная кабала
Президент РФ подписал законопроект о «новом реестре Минтранса»
– Так, в заявке на перевозку, оформляемую в соответствии с положениями ст. 429 ГК РФ (ист.), крупная транспортная компания, де-юре экспедитор, указывает себя как грузовладельца, нанимающего перевозчика для выполнения рейса. Этот документ подписывается представителем перевозчика, подтверждая его намерения об участии в потенциальной сделке, – объяснил эксперт.
Ключевое документальное противоречие кроется в транспортной накладной (ТрН) – документе, который является договором перевозки по ст. 785 ГК РФ (ист.), добавил Алексей Кожевников. Грузоотправитель, как правило, указывает в графе «Перевозчик» экспедитора, а не реального исполнителя, чьи данные были в заявке. При этом подпись водителя-перевозчика в накладной доказывает, что груз принял именно он, а не указанный экспедитор. Таким образом, ТрН, призванная фиксировать сделку, сама становится орудием искажения фактов, подчеркнул собеседник «Логируса».
– Это создает ситуацию с признаками «фиктивного документооборота», когда по бумагам отражают одно, а фактически выполняют другое: в транспортной накладной указывают крупную транспортную компанию (экспедитора) как перевозчика, тогда как фактические действия, прием и перевозка груза, выполнены третьим лицом – реальным перевозчиком, – перечислил Алексей Кожевников.
Такое оформление сделки, по словам эксперта, является прямым нарушением положений статьи 54.1 Налогового кодекса РФ (ист.).
В своем бухгалтерском учете крупные транспортные компании отражают услугу перевозки как оказанную собственными силами. Юридическим основанием для этого служит договор транспортной экспедиции, а ключевым документом, подтверждающим факт оказания услуги перед налоговиками, выступает транспортная накладная, оформленная именно на экспедитора, отметил в беседе с «Логирусом» Алексей Кожевников. Однако реальная картина бизнес-процесса иная: фактическое исполнение операции по перемещению груза осуществляется силами контрагента – реального перевозчика. Таким образом, экспедитор, выступая организатором перевозки, документально «присваивает» себе исполнение услуги, которая физически выполняется другим участником рынка, сделал вывод эксперт.
– При этом, так называемый де-юре экспедитор не является ни владельцем транспорта (перевозчиком), ни де-факто экспедитором. Так как отсутствуют документы и фактические действия при приеме груза, в соответствии с правилами транспортно-экспедиционной деятельности. Его экономическая функция как получателя всей суммы фрахта от грузовладельца, за подобные услугу перевозки становится необоснованной в свете реального исполнения услуги третьим лицом, – отметил Алексей Кожевников.
Мотивация участников подобных схем, по словам эксперта, проистекает из коммерческой выгоды. Грузовладелец, в ходе проведения тендерных процедур, получает искусственно заниженный тариф, изначально не подразумевающий уплаты крупной транспортной компанией (экспедитором) полного объема налогов, связанных с корректным отражением посреднической деятельности или полноценной перевозки.
– Перевозчик, часто небольшая компания, с небольшим парком машин, соглашается на работу в таких условиях из-за рыночных сложностей, но сталкивается с рисками неплатежей или задержек оплаты со стороны подобных экспедиторов. Оспорить задолженность трудно, поскольку основным документом для грузовладельца является транспортная накладная, указывающая исполнителем не перевозчика, а крупного участника рынка (экспедитора), – объяснил эксперт.
Схема носит цикличный характер, уверен Алексей Кожевников. Экспедитор накапливает огромные налоговые риски, систематически оформляя документы с искажением фактов хозяйственной жизни. При налоговой проверке ФНС выявляет нарушения ст. 54.1 НК РФ, приводящие к огромным доначислениям налогов, пеней и штрафов. В дальнейшем, крупный участник рынка (экспедитор), как юридическое лицо, выступавшее в роли заказчика транспортных услуг, банкротится.
– Однако бенефициары подобных схем открывают и регистрируют новые юридические лица, в которых снова выступают как экспедиторы, с легкостью перезаключают договоры с грузовладельцами и привлекает новых перевозчиков, возобновляя цикл. Грузовладелец сохраняет доступ к низким тарифам, не требуя корректности документооборота, – добавил эксперт, отмечая, что подобные факты можно увидеть у огромного количества компаний-грузовладельцев, которые на протяжении последних нескольких лет постоянно фигурируют в текстах судебных актов как покупатели подобных услуг.
Итогом является системный ущерб рынку: демпинговые цены разрушают добросовестную конкуренцию, реальные перевозчики страдают от неплатежей, бюджет недополучает налоги, а схема воспроизводится через банкротства и создание новых юридических лиц под контролем одних и тех же физических лиц.
Среди тех, кто активно использует такие «оптимизированные» первичные учетные документы – крупные экспедиторы: «ГЛТ Москва», Dentro, «Бау Фасад Магистраль» и другие, перечислил Алексей Кожевников.
К сожалению, «Биржа грузоперевозок ATI.SU» отказалась предоставить «Логирусу» статистику претензий и комментировать сложившуюся ситуацию. Однако, судя по данным платформы, лидером антирейтинга экспедиторов стала компания «Глобал Логистик Транспорт Москва» с задолженностью более 170 млн рублей.
Напомним, что в России официально в сегменте грузоперевозок работают не более 30% игроков рынка, остальные – вне правового поля, следует из аналитического обзора «АвтоГрузЭкс», подготовленном при участии Ассоциации добросовестных налогоплательщиков «РАДО», ПЭК, DIZI Group и Dentro. LR
Фото: © Акиньшин Владимир / Фотобанк Лори
Тэги: автомобильные грузоперевозки
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме

