«Патриотичным» нефтяникам помогут дополнительным «рублем»

11 марта 2021

Кабмин намерен изменить формулу демпфирующего механизма

«Патриотичным» нефтяникам помогут дополнительным «рублем»

Правительство пошло навстречу нефтекомпаниям, которым в условиях роста цен на нефть и слабого рубля все труднее было выполнять поставленную перед ними политическую задачу сдерживать розничные цены на топливо в рамках инфляции, сообщает «Коммерсантъ».

Власти увеличат компенсации нефтяникам за поставки топлива на внутренний рынок. Для этого они скорректируют параметры демпфирующего механизма. Эксперты оценивают рост компенсаций в 135 млрд рублей в год. Против увеличения демпфера традиционно выступал Минфин, однако он пересмотрел свои взгляды на фоне перспектив существенных дополнительных доходов бюджета в связи с ростом цен на нефть.

Правительство увеличит выплаты нефтекомпаниям за поставку топлива на внутренний рынок. Такое решение было принято по итогам совещания у вице-премьеров РФ Александра Новака и Дмитрия Григоренко с нефтекомпаниями. Демпфер был придуман для того, чтобы избежать резких колебаний цен на топливо внутри страны из-за изменения внешней конъюнктуры. Правительство компенсирует нефтекомпаниям часть разницы между экспортной ценой топлива и так называемой внутренней индикативной ценой. Она установлена как константа и никак не связана с реальной динамикой оптовых цен. Если эта разница становится отрицательной, то есть цены внутри России выше экспортных, то уже нефтяники доплачивают в бюджет.

Согласно закону, внутренние индикативные цены, используемые для расчета демпфера, ежегодно индексируются на 5%. Это означает, что как реальные оптовые, так и розничные цены должны расти как минимум таким же темпом, иначе выплаты нефтекомпаний по демпферу или маржа АЗС будут снижаться.

В 2020 году из-за пандемии розничные цены на топливо, по данным Росстата, выросли лишь на 2%. В январе глава «Газпром нефти» Александр Дюков предложил изменить темп индексации внутренних индикативных цен, привязав их к темпу роста цен в рознице. Участники совещания 10 марта фактически согласились с этой идеей. Более того, решено снизить индикативные цены демпфера «в соответствии с фактическими темпами роста розничных цен в 2019-2020 годах». Это должно улучшить экономику НПЗ и создать условия для изменения конечных розничных цен не выше годовой инфляции, считают в Белом доме.

Напомним, что механизм демпфера работает следующим образом: при высоких ценах на нефть нефтеперерабатывающие заводы получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких платят государству сверхприбыли.

Корректировка демпфера назрела, поскольку в этом году цены на нефть в валюте выросли до прошлогодних значений, а курс рубля все еще остается значительно слабее, чем год назад.

Это означает, что экспортные цены на топливо в рублях растут, что неминуемо должно повлечь и рост оптовых цен внутри страны.

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), оптовая цена на Аи-92 10 марта вплотную приблизилась к максимумам мая 2018 года, увеличившись до 54 900 рублей за тонну. Бензин Аи-95 стоил 56 200 рублей за тонну, на 1 500 рублей за тонну меньше исторического максимума, достигнутого летом 2020 года. Отметим, что решение по корректировке демпфера было принято сразу после встречи «ОПЕК+» на прошлой неделе, где было принято решение отказаться от существенного роста добычи нефти в апреле.

Против изменения демпфера выступал Минфин, так как оно повлечет за собой рост расходов бюджета. Министерство предлагало вернуться к корректировке механизма лишь в 2024 году. Однако эта проблема стала менее острой, учитывая рост цен на нефть, который, как заявил 10 марта Александр Новак, принесет 2,5 трлн рублей дополнительных доходов при среднегодовой цене $60 за баррель.

По оценке Сергея Ежова из Vygon Consulting, если использовать для пересчета демпфера индексы Росстата для потребительских цен на бензин и дизтопливо в 2019 и 2020 годах, величина демпфера увеличится на 135 млрд рублей в год.

Эти деньги не полностью перейдут НПЗ, отмечает эксперт. Но в наибольшей степени будут поддержаны заводы с высокой долей поставок на внутренний рынок, которые сейчас убыточны. По оценке Сергея Ежова, эффект составит до 800 рублей на тонну переработанной нефти. По мнению эксперта, вполне возможно, что корректировка демпфера за 2019 и 2020 годы будет распространена задним числом, что увеличит выплаты нефтяникам в 2021 году. Так и было сделано летом 2018 года, когда изменения демпфера были применены на период до принятия закона, напоминает эксперт. По его мнению, некорректно расценивать пересчет демпфера как выпадающие бюджетные доходы:

– Изначально были установлены нереалистичные параметры. Вариантов, при которых индексация продолжалась бы в том же темпе до 2024 года и при этом сохранялось ограничение на рост цен АЗС, в любом случае не было, – резюмировал господин Ежов.

Напомним, что стоимость автобензина на СПбМТСБ возобновила рост в конце 2020 года. В частности, цена на АИ-95 и АИ-92 увеличилась на 7,7% и 8,4% с начала декабря по середину января. LR

Тэги: топливо, демпфер, статистика







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх