«Откат-контроль»: за что платят дальнобойщики на границах стран Центральной Азии

25 апреля 2025

Отдельной проблемой остается теневая торговля разрешительными документами: стоимость «дозвола» на черном рынке может достигать $5 тыс.

«Откат-контроль»: за что платят дальнобойщики на границах стран Центральной Азии

Наибольшие «неофициальные платежи» перевозчики вынуждены осуществлять для освобождения груженого транспорта со специализированной стоянки «Барыс» в Восточно-Казахстанской области Казахстана. Практика помещения транспортных средств на штрафную стоянку при малейших подозрениях на нарушения в документах для международных перевозок стала системной проблемой. Об этом на форуме ESE ASIA 2025 сообщила Лариса Кислякова, председатель Партнерства по транспорту и логистике в Центральной Азии.

Проблема дополнительно усугубляется распространенной практикой неформальных выплат при прохождении таможенного и пограничного контроля в Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Кыргызстане.

– Несмотря на наличие инспекционно-досмотровых комплексов на всех пограничных переходах, их эксплуатация носит формальный характер. В качестве обоснования ручного досмотра используются надуманные предлоги – от перебоев с электроснабжением до мнимых неисправностей оборудования, – отметила Кислякова.

Отдельной проблемой остается теневая торговля разрешительными документами. Как подчеркнула эксперт, в условиях исчерпания квот, подобно текущей ситуации в Таджикистане с разрешениями на автоперевозки в Российскую Федерацию, рыночная стоимость одного такого документа на черном рынке достигает $2-5 тыс.

Согласно данным исследования Партнерства, 48% всех дорожных инцидентов при международных перевозках связаны с проверками сотрудниками дорожной полиции. Наиболее показательный случай зафиксирован в Казахстане, где транспортное средство иностранного перевозчика, следовавшее транзитом, было остановлено для проверки 30 раз.

Напомним, Казахстанские власти проводят тщательные проверки грузов, чтобы исключить реэкспорт в Россию товаров, подпадающих под западные санкции, – прежде всего электроники, оборудования и запчастей. Грузы, следующие транзитом через Казахстан в третьи страны, включая ЕС и Беларусь, также сталкиваются с дополнительными досмотрами. В некоторых случаях транзитные декларации аннулируются при малейших подозрениях на нарушение санкционного режима. LR

Фото: youtube.com/@Дальнобой5708

Тэги: пункты пропуска, коррупция, таможенный контроль, ПДД, Центральная Азия







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх