Отчет Центробанка: логистика будет «хромать» еще как минимум год

29 мая 2025

В январе-марте 2025 года в воздушном сегменте, остающемся нишевым, отмечался рост международного трафика на 7% год к году

Отчет Центробанка: логистика будет «хромать» еще как минимум год

Аналитики Банка России в своем отчете «Региональная экономика» пришли к выводу, что существенных изменений в ситуации с логистикой трансграничных грузоперевозок до конца 2025 года не произойдет. Этот прогноз основан на опросе участников рынка, показавшем устойчивые, хотя и неоднозначные, тренды первого квартала.

Несмотря на активную реализацию инфраструктурных проектов, ключевые ограничения – нехватка провозных мощностей, особенно на железной дороге, и санкционное давление – сохранят свое влияние, отмечается в отчете.

Ситуация в первом квартале 2025 года оставалась контрастной по видам транспорта. Предприятия фиксировали ухудшение в железнодорожных перевозках, в то время как в автомобильном секторе 68% компаний не отметили изменений по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, а в морских перевозках наблюдались признаки улучшения.

Объем железнодорожных грузоперевозок по России в I квартале 2025 года оказался на 12% ниже уровня IV квартала 2021 года, чему способствовали рост издержек из-за индексации тарифов на 13,8% в декабре 2024 года, дефицит мощностей на востоке и подходах к южным портам, а также слабый внешний спрос.

– Предприятия практически всех макрорегионов сообщали об удлинении сроков поставок в связи с сохранением высокой загруженности железной дороги и нехватки подвижного состава, – отметили авторы отчета.

Это привело к перетоку части грузов на автомобильный транспорт. Объем автоперевозок в I квартале 2025 года превысили уровень IV квартала 2021 года на 21,2%.

Морские перевозки, несмотря на снижение перевалки нефти, нефтепродуктов и зерна, демонстрировали развитие инфраструктуры (новые мощности в портах Балтики и Азово-Черноморья, запуск угольного комплекса в Мурманске) и расширение сервисов, например, новый контейнерный маршрут «Новороссийск – Восточная Африка».

В воздушном сегменте, остающемся нишевым, отмечался рост международного трафика на 7% год к году за январь-март благодаря электронной коммерции и увеличению числа азиатских перевозчиков, хотя общие объемы остаются низкими.

Хотя реализация крупных проектов – таких как строительство трассы М-12 «Восток», развитие портовых терминалов в Ленобласти (для аммиака и удобрений), частной ж/д магистрали в Якутии и мультимодальных логистических центров в Сибири, Татарстане и на Урале – продолжается, их эффект для снятия системных ограничений в полной мере проявится позже.

– По мнению опрошенных предприятий, фактор логистики в настоящее время оказывает умеренное влияние на динамику объемов внешнеторговых операций. Ключевыми факторами, влияющими на экспорт и импорт, остаются спрос на продукцию и санкционные ограничения, – подчеркивают аналитики ЦБ.

Напомним, что согласно прогнозам основателя консалтингового агентства «Стратегия дела» Александра Цыпина, рынок грузоперевозок России находится в стадии глубокой трансформации и значимых изменений до 2027 года ждать не стоит. LR

Фото: © Николай Винокуров / Фотобанк Лори

Тэги: грузоперевозки, транспорт, аналитика, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх