Ормузский пролив в цифровом тумане: десяти судов в день теряются у берегов Ирана
23 июня 2025В ОАЭ ключевые порты, включая Джабаль-Али, временно приостановили прием судов

Иран изменил тактику противостояния Западу, перейдя от прямых захватов танкеров к масштабному подавлению навигационных сигналов в районе Ормузского пролива. Согласно данным Windward Maritime AI, в условиях эскалации конфликта с Израилем более тысячи судов ежедневно сталкиваются с искажением координат.

Системы автоматической идентификации судов (AIS) начали массово демонстрировать аномалии: танкеры «появляются» на суше – в иранских портах, оманских пустынях и даже у побережья Дубая. Только за 22 июня 2025 года сбои зафиксированы у 27 супертанкеров класса VLCC, перевозящих нефть.
Морские власти Омана уже сообщили о трех случаях дезориентации экипажей. В ответ Пентагон усилил присутствие ВМС США в регионе, направив эсминец для сопровождения торговых судов. США также задействовали спутниковые системы для компенсации помех, но их эффективность пока ограничена. В ОАЭ ключевые порты, включая Джабаль-Али, временно приостановили прием судов. Аналитики Reuters предупреждают: продолжающиеся атаки на навигацию повышают риск столкновений в условиях интенсивного трафика пролива.
Согласно данным Clarksons Research, в прошлую среду фрахт сверхкрупного нефтевоза по маршруту из Персидского залива в Китай стоил $19 998 в день. На этой неделе ставки взлетели до $47 609. Балтийский индекс танкерных ставок вырос всего на 12% за тот же период.
Хотя Ормузский пролив остается открытым, Иран демонстрирует способность наносить экономический ущерб без физической блокады – эксперты называют это «цифровой блокадой нового поколения». При этом командующий ВМС КСИР генерал Тангсири заявил, что Тегеран может полностью закрыть пролив «за несколько часов» в случае продолжения «агрессии». Советник Хаменеи Хосейн Шариатмадари призвал ограничить проход судов США и их союзников, а министр иностранных дел Аракчи намекнул на «множество доступных вариантов» давления.
Напомним, ранее Управление морских торговых операций Великобритании (UKMTO) предупредило судоходные компании о резком увеличении электронных помех в акватории Персидского залива. В официальном сообщении ведомства отмечаются многочисленные случаи фальсификации сигналов AIS, сбоев GPS и нарушений в работе гирокомпасов. LR
Фото: © Анатолий Менжилий / Фотобанк Лори

Системы автоматической идентификации судов (AIS) начали массово демонстрировать аномалии: танкеры «появляются» на суше – в иранских портах, оманских пустынях и даже у побережья Дубая. Только за 22 июня 2025 года сбои зафиксированы у 27 супертанкеров класса VLCC, перевозящих нефть.
История вопроса
Навигационный коллапс: 900 судов «ослепли» в Персидском заливе
Порт в огне: взрыв в Бендер-Аббасе парализовал 90% контейнерного грузопотока
Эксперты, опрошенные Reuters, связывают эти помехи с действиями Ирана, который усиливает оборонительные меры на фоне эскалации напряженности с США и Израилем. Кампания началась после американских ударов по ядерным объектам в Фордо, Натанзе и Исфахане 22 июня 2025 года. По данным Reuters, иранские силы используют наземные станции радиоэлектронного подавления вдоль побережья Персидского залива, что вынуждает суда переходить на резервные навигационные системы. Аналогичная тактика ранее применялась Тегераном для защиты своих вод от разведки.Навигационный коллапс: 900 судов «ослепли» в Персидском заливе
Порт в огне: взрыв в Бендер-Аббасе парализовал 90% контейнерного грузопотока
Морские власти Омана уже сообщили о трех случаях дезориентации экипажей. В ответ Пентагон усилил присутствие ВМС США в регионе, направив эсминец для сопровождения торговых судов. США также задействовали спутниковые системы для компенсации помех, но их эффективность пока ограничена. В ОАЭ ключевые порты, включая Джабаль-Али, временно приостановили прием судов. Аналитики Reuters предупреждают: продолжающиеся атаки на навигацию повышают риск столкновений в условиях интенсивного трафика пролива.
Согласно данным Clarksons Research, в прошлую среду фрахт сверхкрупного нефтевоза по маршруту из Персидского залива в Китай стоил $19 998 в день. На этой неделе ставки взлетели до $47 609. Балтийский индекс танкерных ставок вырос всего на 12% за тот же период.
Хотя Ормузский пролив остается открытым, Иран демонстрирует способность наносить экономический ущерб без физической блокады – эксперты называют это «цифровой блокадой нового поколения». При этом командующий ВМС КСИР генерал Тангсири заявил, что Тегеран может полностью закрыть пролив «за несколько часов» в случае продолжения «агрессии». Советник Хаменеи Хосейн Шариатмадари призвал ограничить проход судов США и их союзников, а министр иностранных дел Аракчи намекнул на «множество доступных вариантов» давления.
Напомним, ранее Управление морских торговых операций Великобритании (UKMTO) предупредило судоходные компании о резком увеличении электронных помех в акватории Персидского залива. В официальном сообщении ведомства отмечаются многочисленные случаи фальсификации сигналов AIS, сбоев GPS и нарушений в работе гирокомпасов. LR
Фото: © Анатолий Менжилий / Фотобанк Лори
Тэги: Иран, Ормузский пролив, судоходство, подавление навигационных сигналов
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

