Одних отмена запрета на каботаж пугает, других – вдохновляет
6 декабря 2024Разрешение вступит в силу с 1 марта 2025 года
С 1 марта 2025 года перевозчики из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) получат разрешение на каботажные перевозки по территории России. Соответствующее постановление Правительства опубликовано на портале официальных правовых актов.
Кроме того, потребуется разрешение Ространснадзора и переход на ЭДО. Перевозка опасных грузов будет запрещена. Нарушение правил будет караться штрафом от 150 до 200 тыс. рублей.
По словам коммерческого директора «Скиф-Карго» Михаила Коптева, открытие рынка может привести к увеличению объемов грузоперевозок как для российских, так и для иностранных компаний, что будет способствовать развитию всей отрасли. Кроме того, дополнительные мощности перевозчиков из стран ЕАЭС могут решить проблему дефицита грузовых автомобилей в определенных регионах или на определенных маршрутах, особенно в пиковые периоды.
– С другой стороны, возможны сложности в регулировании рынка в связи с различиями в законодательствах России и стран ЕАЭС. Это может привести к бюрократическим барьерам и правовой неопределенности, – считает Михаил Коптев.
В компании Rusta прогнозируют, что приход новых зарубежных игроков на рынок РФ усилит конкуренцию, что снизит тарифы на автоперевозки. И даже если цены изменятся незначительно, то все равно это будет означать падение доходов и прибыльности бизнеса у российских перевозчиков.
– Но есть и позитивный момент. Постановление откроет для российских перевозчиков Казахстан. Именно через эту страну идут основные потоки импорта-экспорта из Китай и в Китай, – добавили в пресс-службе ГК Rusta.
Заместитель генерального директора «ТРАСКО» по автомобильным перевозкам Александр Шилинчук считает, что отмена запрета на каботажные перевозки для представителей стран ЕАЭС негативно скажется на всем рынке.
– Последние два года российские перевозчики активно наращивали свои мощности и обновляли автопарк. Это было связано, как с отложенным спросом в 2022 году, так и с небывалым спросом на внутренние автоперевозки в 2023 году. В свою очередь тарифы на автоперевозки в России, из-за возросшей конкуренции, снижались на протяжении всего текущего года. И это привело нас к тому, что действующие на рынке тарифы, а также рост затрат на водителей, технику, налоги и сборы, не позволяют перевозчикам планировать ни дальнейшее обновление автопарка, ни его расширение, ни, в целом, рост и развитие компаний, – считает эксперт.
Каботажные перевозки будут положительно влиять на доступность транспорта, особенно при их осуществлении в направлении страны регистрации компании. В основном это будут маршруты в сторону Нижней Волги, Урала и Сибири, уверен директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
– Отдельно необходимо рассмотреть вопрос ответственности за груз у перевозчиков из ЕАЭС: будут ли они готовы к заключению договоров с российскими страховыми компаниями и отвечать за груз наравне с российскими перевозчиками. Важно также отметить, что часть прибыли, а соответственно, налоговых поступлений, при таких перевозках будет уходить за рубеж, – резюмировал эксперт.
Напомним, что в 2023 году главы транспортных ведомств Беларуси и России Алексей Ляхнович и Виталий Савельев подписали соглашение о международных автомобильных перевозках. Стороны договорились постепенно отменить систему разрешений для автоперевозок в третьи страны. Белорусским перевозчикам не потребуются разрешения на работу на российском рынке и наоборот. LR
История вопроса
Белоруссия и Россия отменят дозволы на перевозки в третьи страны в четыре захода
Обычный каботаж для белорусов – вопрос решенный. Инвестиционный тоже не за горами
Это постановление откроет российский рынок для перевозчиков из Казахстана, Беларуси и Армении. Для осуществления перевозок будет необходим оригинал международной транспортной накладной и внесение данных о перевозке в ГИС ЭПД. Разрешено не более трех последовательных рейсов в течение семи дней с момента первой выгрузки в России. Каждый рейс должен подтверждаться транспортной накладной и представлять собой этап к следующей погрузке или государственной границе.Белоруссия и Россия отменят дозволы на перевозки в третьи страны в четыре захода
Обычный каботаж для белорусов – вопрос решенный. Инвестиционный тоже не за горами
Кроме того, потребуется разрешение Ространснадзора и переход на ЭДО. Перевозка опасных грузов будет запрещена. Нарушение правил будет караться штрафом от 150 до 200 тыс. рублей.
По словам коммерческого директора «Скиф-Карго» Михаила Коптева, открытие рынка может привести к увеличению объемов грузоперевозок как для российских, так и для иностранных компаний, что будет способствовать развитию всей отрасли. Кроме того, дополнительные мощности перевозчиков из стран ЕАЭС могут решить проблему дефицита грузовых автомобилей в определенных регионах или на определенных маршрутах, особенно в пиковые периоды.
– С другой стороны, возможны сложности в регулировании рынка в связи с различиями в законодательствах России и стран ЕАЭС. Это может привести к бюрократическим барьерам и правовой неопределенности, – считает Михаил Коптев.
В компании Rusta прогнозируют, что приход новых зарубежных игроков на рынок РФ усилит конкуренцию, что снизит тарифы на автоперевозки. И даже если цены изменятся незначительно, то все равно это будет означать падение доходов и прибыльности бизнеса у российских перевозчиков.
– Но есть и позитивный момент. Постановление откроет для российских перевозчиков Казахстан. Именно через эту страну идут основные потоки импорта-экспорта из Китай и в Китай, – добавили в пресс-службе ГК Rusta.
Заместитель генерального директора «ТРАСКО» по автомобильным перевозкам Александр Шилинчук считает, что отмена запрета на каботажные перевозки для представителей стран ЕАЭС негативно скажется на всем рынке.
– Последние два года российские перевозчики активно наращивали свои мощности и обновляли автопарк. Это было связано, как с отложенным спросом в 2022 году, так и с небывалым спросом на внутренние автоперевозки в 2023 году. В свою очередь тарифы на автоперевозки в России, из-за возросшей конкуренции, снижались на протяжении всего текущего года. И это привело нас к тому, что действующие на рынке тарифы, а также рост затрат на водителей, технику, налоги и сборы, не позволяют перевозчикам планировать ни дальнейшее обновление автопарка, ни его расширение, ни, в целом, рост и развитие компаний, – считает эксперт.
Каботажные перевозки будут положительно влиять на доступность транспорта, особенно при их осуществлении в направлении страны регистрации компании. В основном это будут маршруты в сторону Нижней Волги, Урала и Сибири, уверен директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.
– Отдельно необходимо рассмотреть вопрос ответственности за груз у перевозчиков из ЕАЭС: будут ли они готовы к заключению договоров с российскими страховыми компаниями и отвечать за груз наравне с российскими перевозчиками. Важно также отметить, что часть прибыли, а соответственно, налоговых поступлений, при таких перевозках будет уходить за рубеж, – резюмировал эксперт.
Напомним, что в 2023 году главы транспортных ведомств Беларуси и России Алексей Ляхнович и Виталий Савельев подписали соглашение о международных автомобильных перевозках. Стороны договорились постепенно отменить систему разрешений для автоперевозок в третьи страны. Белорусским перевозчикам не потребуются разрешения на работу на российском рынке и наоборот. LR
Тэги: законодательство, каботажные грузоперевозки
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости