Объем «серого рынка» автозапчастей в РФ такой же, как и во всем мире



Объем «серого рынка» автозапчастей в РФ такой же, как и во всем мире

1 марта 2021

При этом весь рынок оценивается примерно в 1,1 трлн рублей по итогам прошлого года

Объем «серого рынка» автозапчастей в РФ такой же, как и во всем мире

Россияне в 2020 году потратили не менее 27 млрд рублей на неоригинальные запчасти для автомобилей, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные исследования компании BrandMonitor.

Анализ основан на онлайн-опросе 1 000 автолюбителей, проживающих в городах с населением более 100 тыс. жителей и проводивших замену автозапчастей в течение последних 12 месяцев. Респонденты указывали наименование запчастей, место покупки, стоимость без учета установки, а также свою оценку подлинности приобретенных деталей. Опрос проводился в декабре 2020 года.

Любопытно, что почти четверть (23%) опрошенных имели опыт покупки поддельных комплектующих для автомобиля. Правда, сооснователь и операционный директор BrandMonitor Кирилл Кириллов подчеркивает, что только 3% респондентов уверены в своей способности отличить подделку.

Как правило, производители компонентов не работают напрямую на вторичном рынке, поясняет глава комитета АЕБ по автокомпонентам Алексей Беляев. В основном они поставляют запчасти через автоконцерны, что сказывается на цене.

– Если речь идет о запчасти на машину предыдущих поколений, то это требует дополнительного заказа субкомпонентов с нашей стороны, переналадки оборудования, отдельного производства и логистики для малых партий, и тогда в связи с дополнительными затратами отпускная цена для автоконцернов растет, а автоконцерн уже реализует их со своей наценкой, – поясняет господин Беляев.

В 2020 году 67% автозапчастей стоимостью около 740 млрд рублей были проданы через сервисные центры, где и проходит их замена, говорится в исследовании BrandMonitor. Треть автолюбителей приобретают автозапчасти самостоятельно, в основном в интернет-магазинах. Офлайн-точки, в том числе авторынки, ощутимо потеряли клиентов из-за пандемии: за последние десять месяцев 2020 года доля онлайн-продаж выросла на 7 процентных пункта – до 26% (около 90 млрд руб.).

Как правило, самостоятельно граждане покупают небольшие детали: элементы освещения (лампы, фары), щетки стеклоочистителя, воздушные и салонные фильтры, свечи зажигания.

Значительно реже самостоятельно приобретают детали двигателя, системы охлаждения двигателя и питания, а также детали подвески и защитные элементы кузова. Согласно опросу, клиенты склонны платить за важные запчасти: так, 88% респондентов выбирают оригинальные детали двигателя, 86% – трансмиссии, 85% – рулевого управления, 84% – подушки безопасности, 82% – тормозную систему. Для менее ответственных деталей ситуация иная: 60% опрошенных готовы приобрести неоригинальные щетки стеклоочистителя, 58% – зеркала заднего вида, 44% – элементы освещения.

Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что есть разница между нелицензионными запчастями и «самоделками»: вопрос обеспечения безопасности зависит все-таки от качества детали и ее соответствия требованиям. По данным Всемирной организации здравоохранения, из-за наличия контрафактных запчастей в автомобиле ежегодно получают травмы 1,5 млн человек, а 36 000 человек погибают, подытожил эксперт.

Весь рынок автозапчастей BrandMonitor оценил в 1,1 трлн рублей, предполагая снижение продаж на 8% в 2020 году (продажи новых автомобилей упали 9%). «Автостат» по итогам 2019 года оценивал объем вторичного рынка автомобильных компонентов и запчастей в РФ в 1 млрд единиц, или в 1,5 трлн рублей в год.

Напомним, что с ноября 2020 года в России введена обязательная маркировка шин. Однако «чипировать» другие детали автомобилей пока не планируется. LR

Тэги: автозапчасти, контрафакт, статистика, BrandMonitor







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя* Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Твиттер и Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в Фейсбуке

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх