Неясность формулировок: авиаотрасль просит уточнить новые правила для ЭРА-ГЛОНАСС

22 сентября 2025

Оснащение лайнеров оборудованием обойдется перевозчикам в $2 млн за воздушное судно

Неясность формулировок: авиаотрасль просит уточнить новые правила для ЭРА-ГЛОНАСС

Крупные авиакомпании выразили обеспокоенность инициативой Минтранса, обязывающей оснащать дроны и пилотируемые воздушные суда (ВС) массой от 495 кг оборудованием для идентификации через систему ЭРА-ГЛОНАСС. «Аэрофлот» направил обращение в ведомство с просьбой сделать это требование добровольным, поскольку его реализация для магистральных лайнеров оценивается как минимум в $2 млн за каждый самолет и займет несколько лет. В Минтрансе уточнили, что новая норма не затрагивает крупную авиатехнику, однако в отрасли настаивают на законодательном закреплении четких критериев во избежание разночтений в будущем.

«Аэрофлот» призвал министерство четко определить типы воздушных судов, подпадающих под новые поправки об идентификации пилотируемых и беспилотных ВС через ЭРА-ГЛОНАСС. Требования об оснащении бортовым оборудованием связи, навигации и наблюдения начали действовать с ноября 2024 года, а в августе 2025 года Минтранс разработал дополняющий их проект постановления. Согласно документу, с 1 марта 2026 года гражданские дроны обязаны передавать данные о полетах через ЭРА-ГЛОНАСС в реальном времени. Для этого система интегрирована с сервисом подачи планов полетов Росавиации и коммерческими платформами.

В тексте проекта также указано, что пилотируемые воздушные суда с максимальной взлетной массой свыше 495 кг должны быть оборудованы средствами наблюдения, обеспечивающими передачу идентификационного индекса, категории ВС, высоты и координат – напрямую или через информационные системы владельцев. При этом в первоначальной редакции самолеты с массой от 15 тыс. кг выделялись отдельным пунктом, однако в окончательной версии поправок, касающихся интеграции с ЭРА-ГЛОНАСС, такое уточнение отсутствует. Для сравнения: MTOW самолета SSJ-100 начинается от 45,9 тыс. кг, поэтому «Аэрофлот» счел новые требования потенциально применимыми к своему парку.

В отзыве юридического департамента «Аэрофлота» на проект постановления, направленном в Минтранс, подчеркивается, что оснащение лайнеров оборудованием для передачи данных в систему ЭРА-ГЛОНАСС будет технически сложным и дорогостоящим. По оценкам экспертов, финансовые затраты на каждое воздушное судно составят от $2 млн, а сроки реализации могут достигать трех лет. В связи с этим авиакомпания предложила закрепить норму об обязательной передаче данных только при наличии технической возможности.

«Аэрофлот» отказался от дополнительных комментариев, а Smartavia поддержала его позицию, указав на невыполнимость задачи. Представители еще пяти авиакомпаний сообщили о намерении обратиться в АЭВТ для получения разъяснений по требованиям Минтранса.

Основатель сервиса RunAvia Андрей Патраков согласен, что документ должен четко разграничивать требования для разных категорий воздушных судов, устанавливая предельные значения для ВС от 450 кг. Он отметил, что неоднозначные формулировки нормативного акта могут вызвать претензии со стороны Ространснадзора или Госавианадзора после его принятия.

По словам эксперта, затраты в $2 млн объективно отражают стоимость интеграции иностранных навигационных систем и датчиков с российской информационной системой, причем основную долю составят испытания на электромагнитную совместимость и сертификация изменений.

Директор компании «RuDrones» Дмитрий Дацыков пояснил, что самолеты используют для навигации спутниковые системы GPS, ГЛОНАСС, BeiDou и Galileo, передавая данные через систему ADS-B. В то же время ЭРА-ГЛОНАСС работает через GSM-модемы, что создает две основные проблемы: GSM-трекеры не функционируют на высотах около 11 тыс. метров, а антенны сотовых вышек рассчитаны на прием сигнала лишь до 150 метров.

В Минтрансе заявили, что новые требования не касаются «Аэрофлота» и других перевозчиков и не предполагают дооснащения воздушных судов тяжелее 15 тыс. кг. По словам представителя ЭРА-ГЛОНАСС, речь идет о создании правовых основ для единой системы идентификации гражданских беспилотников. Близкий к министерству источник подтвердил, что разъяснения по запросу «Аэрофлота» уже предоставлены.

Тем не менее, источник «Ъ» в АЭВТ настаивает, что проект требует доработки для однозначного понимания всеми участниками рынка. По его словам, важно с такой же четкостью, как для беспилотников, прописать требования к пилотируемой авиации, чтобы избежать проблем в будущем.

Напомним, с 1 марта 2026 года данные о маршрутах гражданских беспилотников (БПЛА) будут в режиме реального времени передаваться надзорным органам через государственную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС». LR

Тэги: ГЛОНАСС, авиаперевозки, Аэрофлот, Минтранс







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх