Неплательщиков «Платона» хотят штрафовать в 4 раза строже

18 декабря 2024

Ростом штрафов платежную дисциплину не поднять, считает бизнес и предлагает альтернативные варианты

Неплательщиков «Платона» хотят штрафовать в 4 раза строже

Штрафы за невнесение платы в систему «Платон» могут вырасти в 4 раза – с 5 тыс. до 20 тыс. рублей. Соответствующий законопроект с изменениями в КоАП внесен в Государственную думу (ист.).

По данным Ространснадзора, за последние три года количество нарушителей выросло на 47%. Когда грузовик проезжает за сутки более 800 км, его владельцу выгоднее заплатить штраф - если прошло менее 20 дней с вынесения постановления, его сумма составит 2,5 тыс. рублей. Проезд оплачивается по ставке 3,05 рубля за километр.

В 2023 году количество случаев, когда перевозчикам было выгоднее выплатить штраф, чем вносить плату в систему «Платон» выросло на 64%, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

Президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов тезис о том, что выгоднее оплачивать штраф, чем вносить плату за пробег, считает неоднозначным. Ведь при повторно зафиксированном в течение года нарушении его размер увеличивается до 10 тыс. рублей.

– Если компания регулярно получает штрафы за неоплату проезда, регулирующие органы могут ввести регистрационные ограничения на продажу транспортного средства, поэтому игроки рынка стараются сократить количество штрафных и других взысканий, – добавил генеральный директор «Авто-ПЭК» Дмитрий Иевлев.

Кроме того, если в течение 60 дней штраф не будет оплачен, то дело передается судебным приставам, которые принудительным образом спишут сумму штрафа со счетов компании, добавил эксперт. Помимо этого, компания будет привлечена к ответственности за уклонение от исполнения административного наказания, за что предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа. Таким образом, компанию ждут расходы, которые в три раза превышают исходный размер штрафа и составляют 15 тыс. рублей.

По данным МВД, в России зарегистрировано 6,7 млн грузовых автомобилей, из которых не менее 2 млн – транспортные средства массой свыше 12 тонн, отметили эксперты «АвтоГрузЭкс». Тем временем, в системе «Платон», зарегистрировано 1 906 372 транспортных средств (в том числе порядка 1,2 млн российских ТС), согласно данным оператора на 15 ноября 2024 года. Таким образом, считает президент Ассоциации «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов, доля автомобилей, которые не компенсируют причинение вреда федеральным автодорогам, может составлять не менее 15%. Для уклонения от оплаты такие перевозчики используют различные схемы, в результате чего оборудование (рамки и камеры) не может установить связь с устройством из-за неполадок и технических сбоев, объяснил Дмитрий Иевлев.

Повышение штрафов приведет к существенному увеличению финансовой и юридической нагрузки на добросовестных перевозчиков, которые будут вынуждены сначала оплачивать их, а затем – оспаривать их в судебном порядке, уверен Вадим Филатов. В связи с этим эксперт предлагает альтернативный вариант – необходимо разработать и запустить процедуру независимой оценки работы системы, которая поможет определить: действительно ли водитель двигался с выключенным, неисправным, просроченным бортовым устройством или произошел сбой в считывании данных. Это позволит сократить долю неправомерно выписанных штрафов и снизить финансовую нагрузку на перевозчиков.

– Сократить долю недобросовестных перевозчиков, уклоняющихся от оплаты, отключая бортовые устройства, поможет создание дополнительной платформы, которая будет передавать данные о проезде, маршруте движения на любой внешний источник, независимо от того, работает ли основное оборудование оператора системы «Платон», – считает Вадим Филатов.

Вместе с тем необходимо инициировать внесение изменений, определяющее возможность проведения независимой экспертизы бортовых устройств в случае, если перевозчик обращается за оспариванием привлечения его к ответственности за отсутствие передачи навигационных данных.

– Важно также проработать вопрос о направлении оператором системы «Платон» через личный кабинет перевозчика обязательного уведомления владельцу ТС об отсутствии данных о части маршрута движения, необходимых для точного расчета платы, – подчеркнул Вадим Филатов.

Евгений Бабаев, президент АО «ИТЕКО», предложил уровнять уровень штрафа за неоплату в систему «Платон» с неоплатой за проезд по платным дорогам «Автодора», который предлагается повысить до 30 тыс. рублей.

– Однако, любое повышение необходимо сделать до момента, пока не будут устранены необоснованные штрафы по причине сбоев в работе Глонасс из-за работы РЭБ. В частности, наша организация постоянно получает такие штрафы, хотя мы оплачиваем весь пройденный маршрут, – пояснил Евгений Бабаев.

Дмитрий Иевлев вместо повышения штрафов за неоплату в систему «Платон» предложил создать цифровой реестр компаний и транспортных средств с регулярно обновляемыми данными об оплате тарифов в системе «Платон». Такой инструмент может стать частью единой платформы «Гослог», в которую Минтранс РФ планирует включить «цифровые профили перевозчиков»: все сведения о компаниях, а также о принадлежащих им транспортных средствах, считает эксперт.

Напомним, что с 1 сентября 2025 года перевозчики будут обязаны обеспечить прохождение весогабаритного контроля по требованию должностного лица, проводящего рейд. LR

Тэги: Платон, законодательство, штрафы, АвтоГрузЭкс







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх