Не опять, а снова: законопроект «вези или плати» со второй попытки попробует закрепиться в Госдуме
12 декабря 2024Комитет Госдумы по энергетике не поддерживает концепцию законопроекта и считает, что он приведет к серьезным потерям угольщиков

Сенатор Сергей Михайлов и группа депутатов Госдумы разработали и внесли законопроект (ист.) о заключении договоров на грузоперевозки железнодорожным транспортом на условиях «вези или плати», предложив правительству устанавливать требования к основным условиям этих договоров. В случае принятия закон вступит в силу через 90 дней после официального опубликования.
Если грузоотправитель не предоставил для перевозки менее 5% от запланированного объема грузов за месяц, он освобождается от уплаты предусмотренных договором платежей за эти непредъявленные грузы. Платежи не нужно уплачивать, если грузы не были предъявлены для перевозки по вине перевозчика или из-за форс-мажора. Грузоотправитель должен уведомить перевозчика об этом заранее. Если возникнет спор о платежах, стороны должны сначала попытаться решить его досудебно.
Зеркальные меры предусмотрены и для перевозчика. Так перевозчик несет ответственность в случае отказа принимать груз к перевозке – штраф будет равен сумме провозных платежей за не принятые грузы. Однако он освобождается от ответственности, если грузы не были приняты по причинам, зависящим от грузоотправителя или из-за форс-мажора. Также, если объем непринятых грузов не превышает 5% от месячного плана, перевозчик не несет ответственности за отказ от перевозки.
Правительство России устанавливает правила заключения и выполнения договоров «вези или плати». Оно определяет участки железных дорог, на которых эти договоры действуют, виды и объемы грузов для перевозок. Также правительство может устанавливать требования к основным условиям этих договоров, следует из текста законопроекта.
Однако комитет Государственной думы по энергетике не поддерживает концепцию проекта, сообщает ТАСС. В заключении на документ комитет указывает, что сейчас наблюдается значительный дефицит провозной способности железнодорожной инфраструктуры и ухудшение показателей работы РЖД.
Заместитель председателя комитета по энергетике Юрий Станкевич прокомментировал ТАСС, что законопроект не учитывает фактическую ситуацию с дефицитом пропускной способности железной дороги, обусловленной в условиях санкций необходимостью переориентации грузопотоков на юг и восток.
По его словам, показатели текущей работы непрерывно ухудшаются и за 9 месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года погрузка упала на 37 млн тонн, снизившись на 4%.
В комитете отметили, что подписание соглашений «вези или плати» на перевозку угольной продукции в направлении портов Северо-Запада и Юга может привести к значительным финансовым потерям угольных компаний. Также в условиях необходимости гибкого планирования перевозок для предприятий нефтегазового комплекса делает механизм «вези или плати» неэффективным, так как не обеспечит гарантированный грузопоток, а приведет к финансовым потерям грузоотправителей и грузополучателей, а также росту цен на нефтепродукты для потребителей и рискам обеспечения потребностей внутреннего рынка топливом.
– По мнению комитета, в текущих условиях законопроект не имеет экономического смысла, устанавливает дополнительное необоснованное финансовое обременение для грузоотправителей, – отмечается в документе.
Напомним, в первый раз проект поправок к Уставу железнодорожного транспорта, которая предусматривает возможность заключения договоров ship-or-pay сенатор Сергей Михайлов и группа депутатов внесли в Госдуму в начале августа 2024 года. LR
История вопроса
У Минтранса и жд перевозчиков появится общая тема для разговоров
Договоры ship-or-pay для железной дороги дошли до Госдумы
Согласно тексту поправок в «Устав железнодорожного транспорта в РФ», по соглашению сторон в договоры об организации перевозок дополнительно могут включаться следующие условия: маршруты перевозок грузов (железнодорожные станции отправления и железнодорожные станции назначения), а также обязанности грузоотправителя, среди которых – обеспечение предъявления грузов для перевозки и их оплата независимо от того, были ли предъявлены грузы для перевозки.У Минтранса и жд перевозчиков появится общая тема для разговоров
Договоры ship-or-pay для железной дороги дошли до Госдумы
Если грузоотправитель не предоставил для перевозки менее 5% от запланированного объема грузов за месяц, он освобождается от уплаты предусмотренных договором платежей за эти непредъявленные грузы. Платежи не нужно уплачивать, если грузы не были предъявлены для перевозки по вине перевозчика или из-за форс-мажора. Грузоотправитель должен уведомить перевозчика об этом заранее. Если возникнет спор о платежах, стороны должны сначала попытаться решить его досудебно.
Зеркальные меры предусмотрены и для перевозчика. Так перевозчик несет ответственность в случае отказа принимать груз к перевозке – штраф будет равен сумме провозных платежей за не принятые грузы. Однако он освобождается от ответственности, если грузы не были приняты по причинам, зависящим от грузоотправителя или из-за форс-мажора. Также, если объем непринятых грузов не превышает 5% от месячного плана, перевозчик не несет ответственности за отказ от перевозки.
Правительство России устанавливает правила заключения и выполнения договоров «вези или плати». Оно определяет участки железных дорог, на которых эти договоры действуют, виды и объемы грузов для перевозок. Также правительство может устанавливать требования к основным условиям этих договоров, следует из текста законопроекта.
Однако комитет Государственной думы по энергетике не поддерживает концепцию проекта, сообщает ТАСС. В заключении на документ комитет указывает, что сейчас наблюдается значительный дефицит провозной способности железнодорожной инфраструктуры и ухудшение показателей работы РЖД.
Заместитель председателя комитета по энергетике Юрий Станкевич прокомментировал ТАСС, что законопроект не учитывает фактическую ситуацию с дефицитом пропускной способности железной дороги, обусловленной в условиях санкций необходимостью переориентации грузопотоков на юг и восток.
По его словам, показатели текущей работы непрерывно ухудшаются и за 9 месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года погрузка упала на 37 млн тонн, снизившись на 4%.
В комитете отметили, что подписание соглашений «вези или плати» на перевозку угольной продукции в направлении портов Северо-Запада и Юга может привести к значительным финансовым потерям угольных компаний. Также в условиях необходимости гибкого планирования перевозок для предприятий нефтегазового комплекса делает механизм «вези или плати» неэффективным, так как не обеспечит гарантированный грузопоток, а приведет к финансовым потерям грузоотправителей и грузополучателей, а также росту цен на нефтепродукты для потребителей и рискам обеспечения потребностей внутреннего рынка топливом.
– По мнению комитета, в текущих условиях законопроект не имеет экономического смысла, устанавливает дополнительное необоснованное финансовое обременение для грузоотправителей, – отмечается в документе.
Напомним, в первый раз проект поправок к Уставу железнодорожного транспорта, которая предусматривает возможность заключения договоров ship-or-pay сенатор Сергей Михайлов и группа депутатов внесли в Госдуму в начале августа 2024 года. LR
Тэги: ship-or-pay, железнодорожные грузоперевозки, законодательство
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

