Минтранс поставил уголь на тормоза
21 мая 2025Ведомство считает, что текущие тарифы экономически обоснованы, тогда как отрасль настаивает на поддержке из-за разрыва между заявками и реальными перевозками

Минтранс России не поддерживает предложение о введении скидок на железнодорожные перевозки угля в направлениях Северо-Запада и Юга страны несмотря на то, что эти меры поддержки отрасли были одобрены президентом России Владимиром Путиным. В ведомстве поясняют, что угольные компании подают заявки на перевозку по этим направлениям в объемах, значительно превышающих план. По мнению участников рынка, количество поданных заявок не отражает реальный уровень спроса, в отличие от объема удовлетворенных. При этом даже в случае введения скидочных льгот ситуация останется неизменной, пишет «Коммерсаннтъ».
С января по апрель грузоотправители заявили к перевозке в порты Северо-Запада 38,4 млн тонн угля, что на 19,5 млн тонн превышает утвержденный финансовый план погрузки, тогда как на южном направлении заявленный объем составил 31,2 млн тонн при превышении планового показателя на 23,1 млн тонн. В мае, как следует из документа, превышение заявленного объема на северо-западном направлении составляет 0,9 млн тонн, а на южном – 0,2 млн тонн.
— Высокая заявочная база свидетельствует о возможности угольных компаний реализовывать свою продукцию при текущем уровне цен и стоимости транспортировки, — комментирует ситуацию Алексей Шило.
В перечень мер поддержки угольной отрасли, предложенных вице-премьером Александром Новаком, входило введение ОАО «РЖД» скидки в размере 12,8% на экспортные перевозки в направлениях Северо-Запада и Юга, а также восстановление понижающих коэффициентов 0,4 на дальность и 0,895 для энергетического угля, которые должны были действовать с 1 мая по 31 декабря. Эти инициативы получили поддержку президента Владимира Путина, при этом планировалось, что скидки ОАО РЖД будут компенсированы из государственного бюджета.
В то же время представители угольной отрасли не согласны с аргументацией Минтранса о ненужности скидок, указывая на существенную разницу между поданными заявками и фактически выполненными перевозками. По словам осведомленного источника «Ъ», знакомого с ситуацией в отрасли, в ОАО РЖД ранее признавали, что около половины заявок остаются нереализованными из-за отказов от погрузки.
Как поясняет другой собеседник «Ъ», в идеальных условиях объем заявок действительно мог бы отражать реальный спрос, однако в нынешней ситуации он скорее демонстрирует неуверенность грузоотправителей в стабильности мировых цен и их попытки минимизировать риски за счет ОАО РЖД, чья работа непосредственно влияет на устойчивость вывоза. По мере роста нестабильности, отмечает источник, увеличивается и инфляция заявок.
Для восстановления рентабельности необходимо вернуть тарифы ОАО РЖД к уровню 2022 года с учетом ежегодной индексации, поскольку их последующий рост значительно превысил размер обсуждаемых скидок, считает другой собеседник. При прежних тарифах и текущем курсе рубля угольная отрасль выдержала бы рынок, однако предоставление скидок, по его мнению, ведет к потере приоритета для угольщиков.
— Это ценообразование ранее признавалось пограничным и экономически обоснованным для ОАО РЖД. Оно позволяет заполнять пустующие инфраструктурные емкости и окупает прямые затраты на перевозку угля, - поясняет источник «Ъ».
В письме Шило подчеркивает, что «в связи со значительной долей стоимости услуг операторов подвижного состава и морских портов в общих транспортных затратах грузоотправителей необходимо учитывать, что ценовая политика данных участников рынка оказывает значительное влияние на экономику угольной отрасли».
По данным заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, в мае 2025 года арендные ставки на полувагоны снизились по отношению к апрелю на 20% в инновационном сегменте и на 14% на вагоны типовых конструкций. За январь—май падение составило 28% и 25% соответственно. Эксперт констатирует резкое ухудшение ситуации с доходностью операторских компаний на экспортных угольных перевозках в мае, особенно заметное после негативной динамики января-апреля 2025 года. Наименее прибыльным направлением, по его словам, стали перевозки в порт Тамань, где суточная доходность не превышает 1,5 тыс. рублей для типовых полувагонов и 1,8 тыс. рублей для инновационных.
Согласно данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), экспортные нетбэки на кузбасский энергетический уголь (6000 ккал/кг) в середине мая составили $13 на тонну в Тамани и $6 на Северо-Западе. Аналитики ЦЦИ отмечают, что предлагаемые меры поддержки угольной отрасли, включая субсидирование железнодорожных тарифов, могут снизить логистические затраты примерно на $8 с тонны при поставках в южном и западном направлениях. Однако, как подчеркивает партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов, подобные скидки носят временный характер. Для устойчивого восстановления рентабельности необходимо либо значительное повышение цен на уголь на рынках, либо более радикальное снижение железнодорожных тарифов и ставок перевалки, поясняет эксперт.
Напомним, ставки на перевозку угля по железной дороге достигли минимальных значений с начала 2023 года, сообщает «Ъ». РЖД зафиксировало убытки в 428,3 млрд рублей. LR
Фото: © Mark Agnor / Фотобанк Лори
История вопроса
Эксперт: если убрать уголь из структуры жд перевозок, стоимость доставки для других грузов взлетит в разы
Угольные квоты мешают другим грузам на железной дороге
Как следует из письма замминистра транспорта Алексея Шило в Минэнерго от 19 мая, имеющегося у «Ъ», в министерстве считают, что экономика перевозок угля в этих направлениях складывается и без дополнительных железнодорожных скидок. При этом грузоотправители «продолжают заявлять объемы перевозки каменного угля в направлении портов Северо-Запада и Юга кратно выше, чем параметры финансового плана ОАО «РЖД» на 2025 год, одобренного правительством РФ», сообщается в письме со ссылкой на информацию ОАО «РЖД».Эксперт: если убрать уголь из структуры жд перевозок, стоимость доставки для других грузов взлетит в разы
Угольные квоты мешают другим грузам на железной дороге
С января по апрель грузоотправители заявили к перевозке в порты Северо-Запада 38,4 млн тонн угля, что на 19,5 млн тонн превышает утвержденный финансовый план погрузки, тогда как на южном направлении заявленный объем составил 31,2 млн тонн при превышении планового показателя на 23,1 млн тонн. В мае, как следует из документа, превышение заявленного объема на северо-западном направлении составляет 0,9 млн тонн, а на южном – 0,2 млн тонн.
— Высокая заявочная база свидетельствует о возможности угольных компаний реализовывать свою продукцию при текущем уровне цен и стоимости транспортировки, — комментирует ситуацию Алексей Шило.
В перечень мер поддержки угольной отрасли, предложенных вице-премьером Александром Новаком, входило введение ОАО «РЖД» скидки в размере 12,8% на экспортные перевозки в направлениях Северо-Запада и Юга, а также восстановление понижающих коэффициентов 0,4 на дальность и 0,895 для энергетического угля, которые должны были действовать с 1 мая по 31 декабря. Эти инициативы получили поддержку президента Владимира Путина, при этом планировалось, что скидки ОАО РЖД будут компенсированы из государственного бюджета.
В то же время представители угольной отрасли не согласны с аргументацией Минтранса о ненужности скидок, указывая на существенную разницу между поданными заявками и фактически выполненными перевозками. По словам осведомленного источника «Ъ», знакомого с ситуацией в отрасли, в ОАО РЖД ранее признавали, что около половины заявок остаются нереализованными из-за отказов от погрузки.
Как поясняет другой собеседник «Ъ», в идеальных условиях объем заявок действительно мог бы отражать реальный спрос, однако в нынешней ситуации он скорее демонстрирует неуверенность грузоотправителей в стабильности мировых цен и их попытки минимизировать риски за счет ОАО РЖД, чья работа непосредственно влияет на устойчивость вывоза. По мере роста нестабильности, отмечает источник, увеличивается и инфляция заявок.
Для восстановления рентабельности необходимо вернуть тарифы ОАО РЖД к уровню 2022 года с учетом ежегодной индексации, поскольку их последующий рост значительно превысил размер обсуждаемых скидок, считает другой собеседник. При прежних тарифах и текущем курсе рубля угольная отрасль выдержала бы рынок, однако предоставление скидок, по его мнению, ведет к потере приоритета для угольщиков.
— Это ценообразование ранее признавалось пограничным и экономически обоснованным для ОАО РЖД. Оно позволяет заполнять пустующие инфраструктурные емкости и окупает прямые затраты на перевозку угля, - поясняет источник «Ъ».
В письме Шило подчеркивает, что «в связи со значительной долей стоимости услуг операторов подвижного состава и морских портов в общих транспортных затратах грузоотправителей необходимо учитывать, что ценовая политика данных участников рынка оказывает значительное влияние на экономику угольной отрасли».
По данным заместителя гендиректора ИПЕМ Владимира Савчука, в мае 2025 года арендные ставки на полувагоны снизились по отношению к апрелю на 20% в инновационном сегменте и на 14% на вагоны типовых конструкций. За январь—май падение составило 28% и 25% соответственно. Эксперт констатирует резкое ухудшение ситуации с доходностью операторских компаний на экспортных угольных перевозках в мае, особенно заметное после негативной динамики января-апреля 2025 года. Наименее прибыльным направлением, по его словам, стали перевозки в порт Тамань, где суточная доходность не превышает 1,5 тыс. рублей для типовых полувагонов и 1,8 тыс. рублей для инновационных.
Согласно данным Центра ценовых индексов (ЦЦИ), экспортные нетбэки на кузбасский энергетический уголь (6000 ккал/кг) в середине мая составили $13 на тонну в Тамани и $6 на Северо-Западе. Аналитики ЦЦИ отмечают, что предлагаемые меры поддержки угольной отрасли, включая субсидирование железнодорожных тарифов, могут снизить логистические затраты примерно на $8 с тонны при поставках в южном и западном направлениях. Однако, как подчеркивает партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов, подобные скидки носят временный характер. Для устойчивого восстановления рентабельности необходимо либо значительное повышение цен на уголь на рынках, либо более радикальное снижение железнодорожных тарифов и ставок перевалки, поясняет эксперт.
Напомним, ставки на перевозку угля по железной дороге достигли минимальных значений с начала 2023 года, сообщает «Ъ». РЖД зафиксировало убытки в 428,3 млрд рублей. LR
Фото: © Mark Agnor / Фотобанк Лори
Тэги: уголь, железнодорожные перевозки, льготы
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
Другие новости рубрики

