Минсельхоз включил босса и назначил крайних для доставки урожая из Сибири

22 ноября 2017

Объединенной зерновой компании не отвертеться, остальные пока притаились

Минсельхоз включил босса и назначил крайних для доставки урожая из Сибири

Минсельхоз в приказном порядке «поручил» ряду компаний, в том числе частных, закупать и вывозить зерно из Сибири, пишет «Коммерсантъ». В распоряжении издания оказался протокол выездного совещания, проведенного министерством 13 ноября в Новосибирске. Проводил его замминистра Джамбулат Хатуов. Главным вопросом для обсуждения стала ситуация на зерновом рынке Сибири.


По итогам совещания Минсельхоз роздал поручения трем компаниям. Причем это были не рекомендации, а именно руководство к действию. Так, Объединенной зерновой компании (выполняет функции госагента по зерновым интервенциям) до 1 декабря нужно закупить в Новосибирской области 200 000 тонн зерна, ООО «Зерно-трейд» согласовать объемы закупок с руководством Омской области. Вагоны и зерновозы для вывоза дополнительных объемов зерна поручено поставить «Русагротнасу». Речь идет о 90 000 – 100 000 тонн ежемесячно.


«Зерно-трейд» на запрос «Ъ» не откликнулся, «Русагротранс» ограничился скупым комментарием о том, что компания в курсе проведенного совещания. На контакт пошла только ОЗК. «Ъ» подтвердили, что будут приобретать зерно четвертого класса по 6 200 рублей за тонну, которое планируют экспортировать через Новороссийск. Таким образом, компания готова потратить 1,55 млрд рублей на приобретение до 250 000 тонн. 

   

– Цена, предложенная ОЗК, выглядит привлекательно на данный момент, но через несколько месяцев, которые уйдут на закупки, премия к рынку может сократиться: цены в Сибири уже стабилизировались и будут расти. Если ОЗК будет выкупать зерно по 6 200 рублей за тонну без ограничений, это дополнительно поддержит рынок, – отметил директор «Совэкона» Андрей Сизов.


Самый большой вопрос заключается в том, с чего Минсельхоз решил, что он может диктовать условия частным компаниям. Источник «Ъ» сообщает, что единственная компания, обязанная слушаться министерство – это ОЗК. Так как в 2015-м для нее за госсчет было приобретено около 1 500 вагонов именно для таких ситуаций, как сейчас.


– Естественно, полномочий давать обязательные указания частным компаниям ни по положению о федеральных органах исполнительной власти, ни по регламенту у Минсельхоза нет: закон позволяет давать указания и поручения только подотчетным агентствам и службам,— пояснил «Ъ» руководитель направления «коммерческие споры и третейские разбирательства» юркомпании «Рустам Курмаев и партнеры» Станислав Добшевич. – Скорее всего, в данной ситуации речь идет о некоем сочетании привычной государству директивной формы управления с экономическим интересом участников получать соответствующие контракты и поддержку от государства, что и приводит к подобным «разнарядкам» советского типа.


Совершенно согласен с коллегой юрист практики «Юридическое и налоговое сопровождение» «НЭО Центра» Александр Киреев. Более того, Минсельхоз таким образом может «ограничить конкуренцию на рынке зерна», а это, в свою очередь, станет поводом для пристального внимания со стороны Федеральной антимонопольной службы.


В ноябре среднесуточная погрузка зерна в Сибирском ФО составляет около 8,1 тысяч тонн, сообщили «Ъ» в ОАО «РЖД». Это на 35% больше, чем в прошлом месяце и на 76,1% больше, чем в сентябре. Объемы экспорта выросли более чем в два раза до 2 400 тонн в сутки. При этом оборот зерновозов сократили в два раза: с 14 до семи суток. Кроме того, для перевозки зерна стали использовать контейнеры и крытые вагоны. По данным правительства Новосибирской области, отгрузка зерна в ноябре выросла почти втрое. С 9 по 16 ноября в среднем ежедневно отгружалось 1 600 тонн, месяцем ранее – 650 тонн.


Напомним, что ранее РЖД выступила с инициативой создания единого центра, который будет заниматься координацией работы подвижного состава, необходимого для перевозки зерна. Это позволит решить проблему с невывозом зерна и дефицитом парка вагонов, так как с его помощью можно будет перейти на жесткий график погрузок. По словам начальника оперативного управления Центра фирменного транспортного обслуживания РЖД Сергея Саутенкова, главная причина дефицита подвижного состава – длительные простои, которые порой составляют 12 дней. С появлением центра появится возможность формирования ускоренных зерновых поездов на Западно-Сибирской железной дороге, которые сократят время доставки зерна в Новосибирск, например, на 5-7 суток.

Тэги: Минсельхоз, РЖД, Русагротранс, СовЭкон, экспорт зерна, дефицит полувагонов, жд перевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх