Минпромторгу влетело за предприятия авиапрома по первое число
12 января 2023Министерству поручено в течение месяца обеспечить заключение твердых контрактов с заводами
Президент России Владимир Путин на минувшем совещании с членами Правительства раскритиковал вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова за отсутствие заказов на самолеты на некоторых предприятиях авиапрома. По его словам, работа по обеспечению заказами на воздушные суда идет «слишком долго». Об этом сообщили «Ведомости».
Вице-премьер пытался возразить, что заказы уже сверстаны.
– Но контрактов нет. Я же вам говорю. Давайте после, сейчас закончим совещание. Что мы тут с вами пикироваться будем? Я знаю, что контрактов нет на предприятиях, мне директора сказали. Что вы, в самом деле, дурака-то валяете? Когда контракты будут? – спросил чиновника Путин.
Мантуров существующие проблемы и пообещал, что работа по ним «будет сделана в течение квартала исходя из тех возможностей, которые сформированы бюджетом, в том числе по льготной программе Фонда национального благосостояния (ФНБ)».
– Квартала? О чем мы говорим? Мы что, не понимаем, в каких условиях мы живем? Я вас прошу в течение месяца эту работу закончить, – поставил точку в диалоге Президент.
Речь шла об отсутствии контрактов, претендующих на финансирование из средств ФНБ, пояснил «Ведомостям» неназванный источник в Правительстве. В частности, сейчас нет паспортов этих инвестпроектов и, соответственно, нет заказов в рамках схемы с использованием денег ФНБ. С авиакомпаниями не заключены твердые контракты, а лишь рамочные.
Твердые контракты не могут быть подписаны, пока не подтверждена схема финансирования на уровне нормативных актов Правительства. Эта схема состоит из двух частей. Первая – распоряжение правительства, которым утверждаются параметры финансирования проектов из средств ФНБ под 1,5%. Вторая часть касается снижения требований по окупаемости самолетов.
Задержки, по словам источника, идут «из-за бесконечных согласований внутри Правительства».
– Пока не согласован этот этап, с авиакомпаниями подписать твердые контракты нельзя, –заявил источник «Ведомостей».
В министерствах с этой точкой зрения не согласились.
– Все акты по финансированию авиации за счет средств ФНБ при поступлении в Минфин России были согласованы в кратчайшие сроки и направлены в профильное ведомство, – сообщил «Ведомостям» чиновник из Минфина.
По словам представителя Минэкономразвития, в это ведомство «паспорт проекта поступил 27 декабря 2022 года и в короткие сроки (за сутки) был согласован».
Источник, который знаком с процессом подготовки паспортов, уточнил, что «до вчерашнего дня изменения в 991 и в 1008 Постановления, которые регламентируют распределение средств ФНБ, так и не были согласованы Минфином и Минэком».
Проектом предусмотрено приобретение 63 воздушных судов (ВС) и последующая передача их по договорам лизинга авиакомпаниям в период с 2023 по 2025 годы. На эти цели из ФНБ будут выделены 175,4 млрд рублей, из них 94 млрд – уже в I квартале этого года. За указанный период авиаперевозчик должен получить 34 ближнемагистральных самолета SSJ New, 18 среднемагистральных МС-21 и 11 Ту-214.
В июне прошлого года Правительство РФ утвердило новую программу развития авиаотрасли, которая предусматривает поставку 1036 ВС для нужд гражданской авиации до 2030 года. Из них 142 SSJ New («импортозамещенная» версия SSJ) и 270 самолетов МС-21-310.
На Восточном экономическом форуме в начале сентября 2022 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») подписала соглашение о намерениях с «Аэрофлотом» на поставку 339 ВС.
Согласно документу, «Аэрофлот» на условиях аренды с 2023 по 2030 гг. получит 210 самолетов МС-21, 89 воздушных судов SSJ New и 40 Ту-214. Отмечалось, что первые два SSJ авиакомпании передадут в следующем году, а в 2024 г. запланирована поставка 18 среднемагистральных МС-21 и Ту-214.
– Во-первых, без контракта на поставку самолетов производитель не может авансировать поставку комплектующих. Во-вторых, в 2022 г. во всем мире наблюдались сбои в цепочках поставок, причем от этого пострадали даже западные производители, в отношении которых не вводилось санкций. Что уж говорить об отечественных поставщиках, которые попали под удар, – уточнил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Он констатировал, что в 2014 и 2017 годах производитель самолетов SSJ уже производил более чем по 30 самолетов ежегодно, поэтому по возможностям финальной сборки сомнений не возникает.
Во время переговоров о поставке новых отечественных самолетов нужно согласовать позиции по большому количеству вопросов, в том числе по облику Ту-214, которые группа «Аэрофлот» хочет получить в варианте для экипажа из двух пилотов.
Напомним, для технической поддержки российских операторов самолетов Airbus и Boeing «Аэрофлот» создаст национальный центр компетенций при участии бывших сотрудников западных производителей. LR
Фото: kremlin.ru
История вопроса
«Аэрофлот» доказал, что знает, с какой стороны подступиться к Boeing и Airbus
Фонду национального благосостояния есть дело до авиализинга
После оптимистичного доклада Мантурова, глава государства сделал ему замечание, что предприятия должны понимать перспективы по заказам, чтобы нанимать рабочую силу и содержать производственные мощности.«Аэрофлот» доказал, что знает, с какой стороны подступиться к Boeing и Airbus
Фонду национального благосостояния есть дело до авиализинга
Вице-премьер пытался возразить, что заказы уже сверстаны.
– Но контрактов нет. Я же вам говорю. Давайте после, сейчас закончим совещание. Что мы тут с вами пикироваться будем? Я знаю, что контрактов нет на предприятиях, мне директора сказали. Что вы, в самом деле, дурака-то валяете? Когда контракты будут? – спросил чиновника Путин.
Мантуров существующие проблемы и пообещал, что работа по ним «будет сделана в течение квартала исходя из тех возможностей, которые сформированы бюджетом, в том числе по льготной программе Фонда национального благосостояния (ФНБ)».
– Квартала? О чем мы говорим? Мы что, не понимаем, в каких условиях мы живем? Я вас прошу в течение месяца эту работу закончить, – поставил точку в диалоге Президент.
Речь шла об отсутствии контрактов, претендующих на финансирование из средств ФНБ, пояснил «Ведомостям» неназванный источник в Правительстве. В частности, сейчас нет паспортов этих инвестпроектов и, соответственно, нет заказов в рамках схемы с использованием денег ФНБ. С авиакомпаниями не заключены твердые контракты, а лишь рамочные.
Твердые контракты не могут быть подписаны, пока не подтверждена схема финансирования на уровне нормативных актов Правительства. Эта схема состоит из двух частей. Первая – распоряжение правительства, которым утверждаются параметры финансирования проектов из средств ФНБ под 1,5%. Вторая часть касается снижения требований по окупаемости самолетов.
Задержки, по словам источника, идут «из-за бесконечных согласований внутри Правительства».
– Пока не согласован этот этап, с авиакомпаниями подписать твердые контракты нельзя, –заявил источник «Ведомостей».
В министерствах с этой точкой зрения не согласились.
– Все акты по финансированию авиации за счет средств ФНБ при поступлении в Минфин России были согласованы в кратчайшие сроки и направлены в профильное ведомство, – сообщил «Ведомостям» чиновник из Минфина.
По словам представителя Минэкономразвития, в это ведомство «паспорт проекта поступил 27 декабря 2022 года и в короткие сроки (за сутки) был согласован».
Источник, который знаком с процессом подготовки паспортов, уточнил, что «до вчерашнего дня изменения в 991 и в 1008 Постановления, которые регламентируют распределение средств ФНБ, так и не были согласованы Минфином и Минэком».
Проектом предусмотрено приобретение 63 воздушных судов (ВС) и последующая передача их по договорам лизинга авиакомпаниям в период с 2023 по 2025 годы. На эти цели из ФНБ будут выделены 175,4 млрд рублей, из них 94 млрд – уже в I квартале этого года. За указанный период авиаперевозчик должен получить 34 ближнемагистральных самолета SSJ New, 18 среднемагистральных МС-21 и 11 Ту-214.
В июне прошлого года Правительство РФ утвердило новую программу развития авиаотрасли, которая предусматривает поставку 1036 ВС для нужд гражданской авиации до 2030 года. Из них 142 SSJ New («импортозамещенная» версия SSJ) и 270 самолетов МС-21-310.
На Восточном экономическом форуме в начале сентября 2022 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») подписала соглашение о намерениях с «Аэрофлотом» на поставку 339 ВС.
Согласно документу, «Аэрофлот» на условиях аренды с 2023 по 2030 гг. получит 210 самолетов МС-21, 89 воздушных судов SSJ New и 40 Ту-214. Отмечалось, что первые два SSJ авиакомпании передадут в следующем году, а в 2024 г. запланирована поставка 18 среднемагистральных МС-21 и Ту-214.
– Во-первых, без контракта на поставку самолетов производитель не может авансировать поставку комплектующих. Во-вторых, в 2022 г. во всем мире наблюдались сбои в цепочках поставок, причем от этого пострадали даже западные производители, в отношении которых не вводилось санкций. Что уж говорить об отечественных поставщиках, которые попали под удар, – уточнил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Он констатировал, что в 2014 и 2017 годах производитель самолетов SSJ уже производил более чем по 30 самолетов ежегодно, поэтому по возможностям финальной сборки сомнений не возникает.
Во время переговоров о поставке новых отечественных самолетов нужно согласовать позиции по большому количеству вопросов, в том числе по облику Ту-214, которые группа «Аэрофлот» хочет получить в варианте для экипажа из двух пилотов.
Напомним, для технической поддержки российских операторов самолетов Airbus и Boeing «Аэрофлот» создаст национальный центр компетенций при участии бывших сотрудников западных производителей. LR
Фото: kremlin.ru
Тэги: самолеты, стратегия развития, Минпромторг
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости