Минпромторгу влетело за предприятия авиапрома по первое число

12 января 2023

Министерству поручено в течение месяца обеспечить заключение твердых контрактов с заводами

Минпромторгу влетело за предприятия авиапрома по первое число

Президент России Владимир Путин на минувшем совещании с членами Правительства раскритиковал вице-премьера, министра промышленности и торговли Дениса Мантурова за отсутствие заказов на самолеты на некоторых предприятиях авиапрома. По его словам, работа по обеспечению заказами на воздушные суда идет «слишком долго». Об этом сообщили «Ведомости».

После оптимистичного доклада Мантурова, глава государства сделал ему замечание, что предприятия должны понимать перспективы по заказам, чтобы нанимать рабочую силу и содержать производственные мощности.

Вице-премьер пытался возразить, что заказы уже сверстаны.

– Но контрактов нет. Я же вам говорю. Давайте после, сейчас закончим совещание. Что мы тут с вами пикироваться будем? Я знаю, что контрактов нет на предприятиях, мне директора сказали. Что вы, в самом деле, дурака-то валяете? Когда контракты будут? – спросил чиновника Путин.

Мантуров существующие проблемы и пообещал, что работа по ним «будет сделана в течение квартала исходя из тех возможностей, которые сформированы бюджетом, в том числе по льготной программе Фонда национального благосостояния (ФНБ)».

– Квартала? О чем мы говорим? Мы что, не понимаем, в каких условиях мы живем? Я вас прошу в течение месяца эту работу закончить, – поставил точку в диалоге Президент.

Речь шла об отсутствии контрактов, претендующих на финансирование из средств ФНБ, пояснил «Ведомостям» неназванный источник в Правительстве. В частности, сейчас нет паспортов этих инвестпроектов и, соответственно, нет заказов в рамках схемы с использованием денег ФНБ. С авиакомпаниями не заключены твердые контракты, а лишь рамочные.

Твердые контракты не могут быть подписаны, пока не подтверждена схема финансирования на уровне нормативных актов Правительства. Эта схема состоит из двух частей. Первая – распоряжение правительства, которым утверждаются параметры финансирования проектов из средств ФНБ под 1,5%. Вторая часть касается снижения требований по окупаемости самолетов.

Задержки, по словам источника, идут «из-за бесконечных согласований внутри Правительства».

– Пока не согласован этот этап, с авиакомпаниями подписать твердые контракты нельзя, –заявил источник «Ведомостей».

В министерствах с этой точкой зрения не согласились.

– Все акты по финансированию авиации за счет средств ФНБ при поступлении в Минфин России были согласованы в кратчайшие сроки и направлены в профильное ведомство, – сообщил «Ведомостям» чиновник из Минфина.

По словам представителя Минэкономразвития, в это ведомство «паспорт проекта поступил 27 декабря 2022 года и в короткие сроки (за сутки) был согласован».

Источник, который знаком с процессом подготовки паспортов, уточнил, что «до вчерашнего дня изменения в 991 и в 1008 Постановления, которые регламентируют распределение средств ФНБ, так и не были согласованы Минфином и Минэком».

Проектом предусмотрено приобретение 63 воздушных судов (ВС) и последующая передача их по договорам лизинга авиакомпаниям в период с 2023 по 2025 годы. На эти цели из ФНБ будут выделены 175,4 млрд рублей, из них 94 млрд – уже в I квартале этого года. За указанный период авиаперевозчик должен получить 34 ближнемагистральных самолета SSJ New, 18 среднемагистральных МС-21 и 11 Ту-214.

В июне прошлого года Правительство РФ утвердило новую программу развития авиаотрасли, которая предусматривает поставку 1036 ВС для нужд гражданской авиации до 2030 года. Из них 142 SSJ New («импортозамещенная» версия SSJ) и 270 самолетов МС-21-310.

На Восточном экономическом форуме в начале сентября 2022 года Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») подписала соглашение о намерениях с «Аэрофлотом» на поставку 339 ВС.

Согласно документу, «Аэрофлот» на условиях аренды с 2023 по 2030 гг. получит 210 самолетов МС-21, 89 воздушных судов SSJ New и 40 Ту-214. Отмечалось, что первые два SSJ авиакомпании передадут в следующем году, а в 2024 г. запланирована поставка 18 среднемагистральных МС-21 и Ту-214.

– Во-первых, без контракта на поставку самолетов производитель не может авансировать поставку комплектующих. Во-вторых, в 2022 г. во всем мире наблюдались сбои в цепочках поставок, причем от этого пострадали даже западные производители, в отношении которых не вводилось санкций. Что уж говорить об отечественных поставщиках, которые попали под удар, – уточнил исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Он констатировал, что в 2014 и 2017 годах производитель самолетов SSJ уже производил более чем по 30 самолетов ежегодно, поэтому по возможностям финальной сборки сомнений не возникает.

Во время переговоров о поставке новых отечественных самолетов нужно согласовать позиции по большому количеству вопросов, в том числе по облику Ту-214, которые группа «Аэрофлот» хочет получить в варианте для экипажа из двух пилотов.

Напомним, для технической поддержки российских операторов самолетов Airbus и Boeing «Аэрофлот» создаст национальный центр компетенций при участии бывших сотрудников западных производителей. LR

Фото: kremlin.ru

Тэги: самолеты, стратегия развития, Минпромторг







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх