Минфин не претендует на общие правила и единую трактовку по НДС
25 мая 2015Транспортно-экспедиционные услуги при перевозке грузов из российских портов в пункты назначения на территории страны облагаются НДС в размере 18%
Минфин опубликовал письмо, разъясняющее правила применения налога на добавленную стоимость при организации перевозки грузов автомобильным транспортом из российского порта до пункта назначения, также находящегося на территории Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, нулевая ставка НДС применяется только в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории РФ, а другой – за ее пределами. Поскольку при перевозке грузов автомобильным транспортом из российского порта до места назначения в России начало и конец маршрута расположены на территории РФ, транспортно-экспедиционные услуги подлежат налогообложению НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 18%.
При этом в письме уточняется, что оно «не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом». Мнение Минфина «имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».
С какой целью выпущено разъяснение, если возможна иная трактовка законодательства, и повлияет ли оно на стоимость перевозок, «Логирус» выяснял у экспертов.
Главный бухгалтер компании «МАКСИЛОГ» Ирина Прохорова отметила, что письма Минфина носят разъяснительный характер. «Зачастую бывает, что даже мнения налоговиков и МинФина по одному и тому же вопросу расходятся. Принимая решение, налогоплательщик должен в конкретной ситуации опираться прежде всего на законодательство, не забывая, что, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика и ответственность за принимаемые решения лежит непосредственно на нем», – пояснила собеседница «Логируса».
Эксперт по международным автоперевозкам компании «МАКСИЛОГ» Роман Пащенко уточнил, что доставка растаможенного контейнера из Санкт-Петербурга в Москву не относится к международным перевозкам, поэтому и до разъяснения Минфина услуга облагалась НДС в размере 18%. Собеседник «Логируса» полагает, что стоимость услуг перевозчиков, которые не платили НДС, например, индивидуальных предпринимателей, увеличится, но не на 18%. «Не значит, что ИП, которое едет без НДС, перевозит груз на 18% дешевле. Его услуга дешевле процентов на 5–7», – прокомментировал ситуацию эксперт.
По словам руководителя ООО «Нефедочкин» Александра Нефедочкина, письмо Минфина преследует одну цель – увеличить поступления в бюджет в сложной экономической ситуации, когда небольшие транспортные компании – плательщики налогов работают «чуть ли не в ноль, разоряются или уходят в тень». «Происходит дальнейшее очищение рынка от мелких компаний», – полагает собеседник «Логируса».LR
В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, нулевая ставка НДС применяется только в отношении транспортно-экспедиционных услуг при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен на территории РФ, а другой – за ее пределами. Поскольку при перевозке грузов автомобильным транспортом из российского порта до места назначения в России начало и конец маршрута расположены на территории РФ, транспортно-экспедиционные услуги подлежат налогообложению НДС на основании п. 3 ст. 164 НК РФ по ставке в размере 18%.
При этом в письме уточняется, что оно «не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом». Мнение Минфина «имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».
С какой целью выпущено разъяснение, если возможна иная трактовка законодательства, и повлияет ли оно на стоимость перевозок, «Логирус» выяснял у экспертов.
Главный бухгалтер компании «МАКСИЛОГ» Ирина Прохорова отметила, что письма Минфина носят разъяснительный характер. «Зачастую бывает, что даже мнения налоговиков и МинФина по одному и тому же вопросу расходятся. Принимая решение, налогоплательщик должен в конкретной ситуации опираться прежде всего на законодательство, не забывая, что, согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика и ответственность за принимаемые решения лежит непосредственно на нем», – пояснила собеседница «Логируса».
Эксперт по международным автоперевозкам компании «МАКСИЛОГ» Роман Пащенко уточнил, что доставка растаможенного контейнера из Санкт-Петербурга в Москву не относится к международным перевозкам, поэтому и до разъяснения Минфина услуга облагалась НДС в размере 18%. Собеседник «Логируса» полагает, что стоимость услуг перевозчиков, которые не платили НДС, например, индивидуальных предпринимателей, увеличится, но не на 18%. «Не значит, что ИП, которое едет без НДС, перевозит груз на 18% дешевле. Его услуга дешевле процентов на 5–7», – прокомментировал ситуацию эксперт.
По словам руководителя ООО «Нефедочкин» Александра Нефедочкина, письмо Минфина преследует одну цель – увеличить поступления в бюджет в сложной экономической ситуации, когда небольшие транспортные компании – плательщики налогов работают «чуть ли не в ноль, разоряются или уходят в тень». «Происходит дальнейшее очищение рынка от мелких компаний», – полагает собеседник «Логируса».LR
Тэги: Минфин, НК РФ, автоперевозки, Максилог, Нефедочкин
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости
Новости по теме
- 27.09.2023 Малый бизнес хочет больше получать от госзакупок
- 01.03.2023 Бизнес вложит свои 5% в бюджет
- 16.08.2022 НДС-компромисс для судоремонтной отрасли найден