Маржа под ноль: беспощадная охота за себестоимостью выживает человека с рынка перевозок
1 ноября 2025Пока одни логисты звонят и договариваются, другие нанимают разработчиков. Уже к 2028 году алгоритмы будут заключать каждую вторую сделку
Рынок автомобильных грузоперевозок в России стремительно переходит на спотовые площадки, где цены формируются в режиме реального времени. Этот переход обусловлен растущим давлением на себестоимость в условиях экономического спада, что заставляет грузовладельцев отказываться от долгосрочных договоров с экспедиторами в пользу мгновенной оптимизации затрат через открытые торги. По данным платформы Pullse.ru, уже в сентябре 2025 года объем грузов на спотовых площадках вырос на 30% по сравнению с августом, а к концу 2025 году ожидается его удвоение, заявил Кирилл Курочкин, директор по продукту и клиентскому сервису Pullse.ru, выступая на конференции «Цифровизация транспорта».
Следующая неизбежная стадия эволюции рынка – вытеснение человека алгоритмом из процесса торгов. Курочкин подчеркивает, что даже лучший логист-человек непредсказуем: один день он работает эффективно, а на другой его результаты падают. Алгоритм же лишен эмоций и личных интересов, он способен максимизировать экономический результат на дистанции, а не в рамках одной сделки. «Человек никогда не поставит ставку за миллисекунду, он никогда не сможет понять математику того, как в этой конкретной точке сейчас изменился рынок. Алгоритм видит, что неделю назад со всех площадок в эту точку поехало огромное количество грузов, а логист, торгующий вручную, этого никогда не знает», – говорит Курочкин. Компании, которые не смогут автоматизировать торговлю, по его мнению, вымрут, как в свое время обанкротились не автоматизировавшиеся брокеры с Уолл-стрит.
Технологической основой для этого прорыва служат хорошо отработанные в других сферах решения. «Механизмы автоматической и алгоритмической торговли – это не новая технология. Это новое применение очень старой технологии, которой 30 лет. За ними стоит огромное количество исследований, математики и ученых, которые применяли это на акциях и крипте. Сейчас перетаскивание этих технологий на спот – это вопрос адаптации, здесь очень мало нерешенных задач», – поясняет Курочкин. Ключевым активом становятся данные: чем раньше компания начинает накапливать информацию о своих решениях и эффективности, даже принимаемых вручную, тем мощнее и точнее будут ее будущие алгоритмы.
Давление в сторону автоматизации оказывают и ключевые игроки рынка – грузовладельцы. «Самый важный участник – грузовладелец. Если на бирже нет грузов, туда не придут перевозчики. Грузовладельцы будут делать все для того, чтобы заставлять компаний и подрядчиков заниматься автоматическими торгами», – заявляет эксперт. Он привел в пример компанию «Сибур», одного из крупнейших грузовладельцев страны, которая уже официально рекомендовала своим партнерам-перевозчикам переходить на алгоритмические торги.
Еще одним фактором, ломающим традиционный уклад, становится смена поколений. Курочкин вводит термин «логисты-зумеры», описывая новое поколение специалистов, для которых личные коммуникации – не преимущество, а стресс. «Для зумера позвонить кому-то – это очень большой стресс. Он не любит звонить, если может что-то сделать автоматически. Он хочет, чтобы все делалось само, и чтобы поменьше думать», – говорит он. Это ускоряет отказ от модели, построенной на личных взаимоотношениях, которая, по мнению эксперта, зачастую сопровождалась «схемными» соглашениями и коррупцией.
Трансформация произойдет гораздо быстрее, чем кажется, прогнозируют Pullse.ru. «Мы прогнозируем, что в течение 2–3 лет, то есть к 2028 году, около половины всех сделок на рынке будут заключаться алгоритмами напрямую. Грузовладельцы и площадки к тому времени либо полностью откажутся от интерфейсов для ручной торговли, либо прекратят их поддержку», – прогнозирует Курочкин. По его оценке, после 2030 года вход на этот рынок для новых игроков будет крайне затруднен и потребует инвестиций в сильную команду разработчиков, так как конкурентное преимущество будет определяться объемом данных и качеством алгоритмов.
В ходе сессии вопросов и ответов прозвучали скептические мнения. Один из участников конференции указал на противоречие между волатильностью спота и потребностью крупных промышленных компаний в стабильных, предсказуемых тарифах на длительный срок, до двух лет. В ответ Курочкин заявил, что ни один прогноз цен на грузоперевозки не может быть точным более чем на три месяца, и даже при долгосрочных рамочных соглашениях грузовладельцы будут использовать спот для верификации экономики. «Грузовладельцы уже провели масштабную реорганизацию своих бизнес-процессов, чтобы интегрироваться со спотовыми площадками», – заявил эксперт.
На вопрос о применимости спотовой модели к международным перевозкам, особенно с Китаем, Кирилл Курочкин ответил с осторожным оптимизмом. Он отметил, что в морских контейнерных перевозках спот существует в зачаточном состоянии из-за высоких чеков, но в рамках внутриблоковых маршрутов, например, между Россией и Китаем, его развитие вполне вероятно. При этом он парировал опасения о возможном манипулировании ставками ботами, подчеркнув, что главный смысл спота – не столько удешевление, сколько гарантированное обеспечение вывоза груза в принципе, будь то через редукцион (снижение цены) или аукцион (повышение цены для привлечения перевозчиков в дефицитной ситуации).
Напомним, рынок транспортных услуг в России оценивается в 2-5 трлн рублей. Внедрение цифровых платформ, по расчетам NATCAR, способно в 3 раза снизить транзакционную себестоимость одной перевозки, которая сейчас составляет 6-7 тысяч рублей при среднем чеке в 90-140 тысяч рублей. LR
История вопроса
Логистика в режиме реального времени: крупный бизнес ставит на спот
Внедрение цифровых платформ способно в 3 раза снизить транзакционную себестоимость перевозки
Ценовой веер: ставки на логистических платформах живут в разных реальностях
Драйвером этой трансформации выступает беспощадная оптимизация затрат. Как объясняет эксперт, если раньше завод мог иметь небольшой отдел логистики, который передавал всю работу экспедиторам с маржой 15-20%, не задумываясь о детальной себестоимости, то сегодня эта модель рушится. «Сейчас каждому заводу, каждому производителю или ритейлу приходится раздувать логистику у себя внутри, потому что они видят гораздо лучшую экономику в том, чтобы работать напрямую с перевозчиками, даже с мелкими, не отдавая маржу экспедитору», – говорит Курочкин. Спотовые площадки, где за каждый лот конкурируют множество перевозчиков, позволяют мгновенно снижать цену перевозки на 6-20% просто за счет вывода ставок в публичное поле и конкуренции.Логистика в режиме реального времени: крупный бизнес ставит на спот
Внедрение цифровых платформ способно в 3 раза снизить транзакционную себестоимость перевозки
Ценовой веер: ставки на логистических платформах живут в разных реальностях
Следующая неизбежная стадия эволюции рынка – вытеснение человека алгоритмом из процесса торгов. Курочкин подчеркивает, что даже лучший логист-человек непредсказуем: один день он работает эффективно, а на другой его результаты падают. Алгоритм же лишен эмоций и личных интересов, он способен максимизировать экономический результат на дистанции, а не в рамках одной сделки. «Человек никогда не поставит ставку за миллисекунду, он никогда не сможет понять математику того, как в этой конкретной точке сейчас изменился рынок. Алгоритм видит, что неделю назад со всех площадок в эту точку поехало огромное количество грузов, а логист, торгующий вручную, этого никогда не знает», – говорит Курочкин. Компании, которые не смогут автоматизировать торговлю, по его мнению, вымрут, как в свое время обанкротились не автоматизировавшиеся брокеры с Уолл-стрит.
Технологической основой для этого прорыва служат хорошо отработанные в других сферах решения. «Механизмы автоматической и алгоритмической торговли – это не новая технология. Это новое применение очень старой технологии, которой 30 лет. За ними стоит огромное количество исследований, математики и ученых, которые применяли это на акциях и крипте. Сейчас перетаскивание этих технологий на спот – это вопрос адаптации, здесь очень мало нерешенных задач», – поясняет Курочкин. Ключевым активом становятся данные: чем раньше компания начинает накапливать информацию о своих решениях и эффективности, даже принимаемых вручную, тем мощнее и точнее будут ее будущие алгоритмы.
Давление в сторону автоматизации оказывают и ключевые игроки рынка – грузовладельцы. «Самый важный участник – грузовладелец. Если на бирже нет грузов, туда не придут перевозчики. Грузовладельцы будут делать все для того, чтобы заставлять компаний и подрядчиков заниматься автоматическими торгами», – заявляет эксперт. Он привел в пример компанию «Сибур», одного из крупнейших грузовладельцев страны, которая уже официально рекомендовала своим партнерам-перевозчикам переходить на алгоритмические торги.
Еще одним фактором, ломающим традиционный уклад, становится смена поколений. Курочкин вводит термин «логисты-зумеры», описывая новое поколение специалистов, для которых личные коммуникации – не преимущество, а стресс. «Для зумера позвонить кому-то – это очень большой стресс. Он не любит звонить, если может что-то сделать автоматически. Он хочет, чтобы все делалось само, и чтобы поменьше думать», – говорит он. Это ускоряет отказ от модели, построенной на личных взаимоотношениях, которая, по мнению эксперта, зачастую сопровождалась «схемными» соглашениями и коррупцией.
Трансформация произойдет гораздо быстрее, чем кажется, прогнозируют Pullse.ru. «Мы прогнозируем, что в течение 2–3 лет, то есть к 2028 году, около половины всех сделок на рынке будут заключаться алгоритмами напрямую. Грузовладельцы и площадки к тому времени либо полностью откажутся от интерфейсов для ручной торговли, либо прекратят их поддержку», – прогнозирует Курочкин. По его оценке, после 2030 года вход на этот рынок для новых игроков будет крайне затруднен и потребует инвестиций в сильную команду разработчиков, так как конкурентное преимущество будет определяться объемом данных и качеством алгоритмов.
В ходе сессии вопросов и ответов прозвучали скептические мнения. Один из участников конференции указал на противоречие между волатильностью спота и потребностью крупных промышленных компаний в стабильных, предсказуемых тарифах на длительный срок, до двух лет. В ответ Курочкин заявил, что ни один прогноз цен на грузоперевозки не может быть точным более чем на три месяца, и даже при долгосрочных рамочных соглашениях грузовладельцы будут использовать спот для верификации экономики. «Грузовладельцы уже провели масштабную реорганизацию своих бизнес-процессов, чтобы интегрироваться со спотовыми площадками», – заявил эксперт.
На вопрос о применимости спотовой модели к международным перевозкам, особенно с Китаем, Кирилл Курочкин ответил с осторожным оптимизмом. Он отметил, что в морских контейнерных перевозках спот существует в зачаточном состоянии из-за высоких чеков, но в рамках внутриблоковых маршрутов, например, между Россией и Китаем, его развитие вполне вероятно. При этом он парировал опасения о возможном манипулировании ставками ботами, подчеркнув, что главный смысл спота – не столько удешевление, сколько гарантированное обеспечение вывоза груза в принципе, будь то через редукцион (снижение цены) или аукцион (повышение цены для привлечения перевозчиков в дефицитной ситуации).
Напомним, рынок транспортных услуг в России оценивается в 2-5 трлн рублей. Внедрение цифровых платформ, по расчетам NATCAR, способно в 3 раза снизить транзакционную себестоимость одной перевозки, которая сейчас составляет 6-7 тысяч рублей при среднем чеке в 90-140 тысяч рублей. LR
Тэги: автоперевозки, спот
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости


