Логистическая ставка: «Восток инвестиции» покупает кусок «Монополии» перед IPO

30 апреля 2025

Компания готовится к инвестиционному раунду с оценкой в 28 млрд рублей

Логистическая ставка: «Восток инвестиции» покупает кусок «Монополии» перед IPO

Инвестхолдинг «Восток инвестиции» во главе с Еленой Ивашенцевой ведет переговоры о приобретении миноритарного пакета акций «Монополии». Основатель логистической компании, председатель совета директоров ГК Илья Дмитриев подтвердил эти планы в интервью «Ведомостям», отметив, что детали сделки пока не раскрываются.

За последние два года акционерная структура «Монополии» полностью перешла под контроль российских владельцев. Шведский фонд VNV Global, ранее владевший долей в компании, вышел из капитала. Сейчас основными акционерами являются сооснователи Илья Дмитриев и Екатерина Михайлова (по 24,99%), а также АО «Сталкер» (34,54%). Остальные акции распределены между топ-менеджментом и квазиказначейским пакетом.

По данным «РБК», компания готовится к инвестиционному раунду с оценкой в 28 млрд рублей. Дмитриев подтвердил эти планы, уточнив, что привлеченные средства пойдут на развитие цифровой платформы и подготовку к IPO, в рамках которого планируется разместить 10-15% акций.

Аналитики связывают интерес «Восток инвестиций» с тем, что в холдинг перешла команда Baring Vostok, ранее управлявшая долей VNV Global в «Монополии». По оценкам экспертов, сделка может составить около 4,2 млрд рублей, что поможет компании снизить долговую нагрузку (чистый долг на конец 2024 года составил 13,5 млрд рублей).

«Монополия» остается привлекательным активом для инвесторов, ориентированных на быстрорастущие компании, трансформирующие традиционные рынки», – отмечает инвестиционный стратег Сергей Суверов.

По данным Rusprofile, холдинг «Монополия» в 2024 году увеличил выручку на 15%, достигнув 60,2 млрд рублей. Однако компания столкнулась с чистым убытком в 3,4 млрд рублей, тогда как годом ранее зафиксировала прибыль в 3,9 млрд рублей.

Особенно сложная ситуация сложилась у дочерней компании Globaltruck (ПАО "ГТМ"), специализирующейся на FTL-перевозках. Перевозчик показал убыток в 1,08 млрд рублей против прибыли в 882 млн рублей в 2023 году. Выручка Globaltruck сократилась почти вдвое – до 10,7 млрд рублей, причем все направления бизнеса продемонстрировали резкое падение: автоперевозки (-34,9%), экспедиторские услуги (-52%) и прочие сервисы (-81,1%).

Хотя себестоимость услуг снизилась на 43,2% (до 9,6 млрд рублей), это не спасло компанию от финансовых проблем. Затраты на топливо уменьшились на 20,2%, фонд оплаты труда – на 11,2%, а расходы на сторонние сервисы – на 80,8%. В результате валовая прибыль рухнула на 65,6%, составив всего 1 млрд рублей.

Операционная деятельность Globaltruck также оказалась убыточной: потери достигли 119,5 млн рублей против прибыли в 1,5 млрд рублей годом ранее. Финансовые издержки компании выросли более чем вдвое, во многом из-за увеличения расходов по кредитам (в 2,8 раза). При этом краткосрочная задолженность сократилась на 30%, но долгосрочные обязательства выросли до 2,3 млрд рублей.

Таким образом, несмотря на общий рост выручки холдинга, его ключевое логистическое подразделение столкнулось с серьезными финансовыми трудностями.

Напомним, в апреле 2025 года федеральный холдинг «Монополия.Онлайн» нарастил свою долю в пермской IT-компании «Умная логистика» с 72% до 86%. LR

Фото: monopoly.ru

Тэги: Монополия, стратегия развития, инвестиции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх