Контейнерный реверс: «китайский поток» превращается в «балтийский прилив»

26 мая 2025

Железнодорожные перевозки в 2025 году могут вырасти незначительно, но эксперты прогнозируют удвоение объемов к 2035 году

Контейнерный реверс: «китайский поток» превращается в «балтийский прилив»

Контейнерный рынок в этом году покажет незначительный рост или останется на прежнем уровне. Согласно прогнозам Института экономики и развития транспорта (ИЭРТ), объем железнодорожных контейнерных перевозок по итогам года достигнет 8 млн TEU против 7,9 млн TEU в прошлом году. В настоящее время наблюдается спад, однако часть участников рынка ожидает возобновления роста летом-осенью, тогда как другие не видят предпосылок для улучшения из-за жесткой денежно-кредитной политики. Несмотря на это, к 2035 году ИЭРТ прогнозирует увеличение контейнерного рынка до 10–12 млн TEU при среднегодовом темпе роста около 3,4%.

Основными драйверами развития станут модернизация и строительство терминалов, увеличение доли контейнерных перевозок для разных типов грузов, внедрение цифровых сервисов.

Как отметил заместитель начальника Центра макроэкономики и методологии прогнозирования ИЭРТ Роман Мартышкин, в 2035 году 60% от 10-12 млн TEU будет приходиться на внешнюю торговлю (экспорт, импорт, транзит), а 40% – на внутрироссийские перевозки.

По данным исследования, темпы роста контейнерных перевозок в России в среднесрочной перспективе будут выше мировых показателей. При этом в текущем году ожидается значительный скачок на мировом рынке: с 183,2 млн TEU в 2025 году до 195-200 млн TEU.

К 2035 году мировой рынок увеличится на 20-33%, достигнув 240-260 млн TEU. Специалисты ИЭРТ отмечают, что основными факторами этого роста станут процессы урбанизации в Африке и Южной Азии, развитие экологичных логистических решений и расширение цифровой торговли.

Погрузка прочих грузов, включая контейнерные, которая в 2024 году была одной из немногих, показавших рост в январе-апреле 2025 года, снизилась на 5% и составила 37,2 млн тонн. Как сообщал «Коммерсантъ», на такую динамику повлияли несколько факторов: прекращение поставок китайских автомобилей, стоки которых заполнены, общее снижение покупательской активности и сокращение инвестиционных программ компаний. Ранее заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Михаил Глазков обратил внимание на изменение структуры вагонопотока, особенно заметное в контейнерных перевозках.

– Мы три года наблюдали значительный рост контейнерных перевозок в восточном направлении и тем более импорта, поступающего из портов Востока, с погранпереходов Восточного полигона в центральную часть России. Сегодня мы видим, что экспорт к уровню прошлого года растет, а импорт начал падать, – сообщил Глазков «Ъ».

По оценке генерального директора компании «Транзит» Александра Чевелюка, объем контейнерных импортных перевозок на Дальнем Востоке сократился на 20%. Он подчеркнул «Ъ», что эта цифра значительно хуже официальных данных. Схожую оценку падения на 19-20% приводит коммерческий директор Владивостокского морского торгового порта Елена Казарина. При этом, как отмечает Казарина, общий объем внешней контейнерной торговли за четыре месяца остался на уровне прошлого года, однако произошло перераспределение объемов с Дальнего Востока в пользу Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов (АЧБ).

– Когда-то Дальний Восток был по долям второй, Балтика была первая, – говорит она, – и сейчас мы возвращаемся к этой ситуации. До 2022 года именно Балтика занимала 50% в контейнерообороте. В 2023 году Дальний Восток стал занимать 52%. В 2024 году доля Дальнего Востока составила 45%. И по итогам четырех месяцев мы, к сожалению, уже занимаем 38%, – комментирует Казарина, добавив, что доля Балтийского направления увеличилась до 42%, а доля АЧБ сохраняет 27% рынка, демонстрируя рост объемов перевозок.

Казарина прогнозирует восстановление внешнеторговых грузоперевозок к осеннему периоду, связывая это с ожидаемым ростом покупательской способности. Глава «Фининвеста» Александр Кахидзе согласен с тенденцией роста рынка во втором полугодии, хотя, по его мнению, значительного скачка в этом году не произойдет. Он также добавляет, что более существенное оживление рынка стоит ожидать лишь со следующего года.

Однако не все эксперты разделяют оптимистичные прогнозы. Чевелюк считает, что в настоящее время отсутствуют какие-либо признаки, которые могли бы свидетельствовать о кардинальном улучшении ситуации во второй половине 2025 года. Для реального роста уже сейчас быть запущен механизм, который говорил бы о том, что в стране возрастает потребление, увеличиваются продажи, будет спрос на увеличение потока импорта, добавляет он.

Согласно прогнозам FESCO (учитывающим морские и железнодорожные перевозки груженых контейнеров), объем контейнерного рынка в 2025 году увеличится на 3%, до 6,8 млн TEU, а в 2026 году рост составит 4%, достигнув 7,1 млн TEU.

В ГК «Дело» подтвердили «Ъ», что их оценки близки к прогнозам ИЭРТ.

– К 2035 году мы ожидаем увеличения объема рынка до 10-10,5 млн TEU, что на 25-33% превысит показатели 2024 года. Для контейнерного рынка это не столь значительный рост, за последние 20 лет CAGR (совокупный среднегодовой темп роста) был более 10%, – отметили в компании.

Согласно прогнозам, в 2025 году объем контейнерных перевозок составит около 8 млн TEU, что означает минимальный прирост по сравнению с предыдущим годом. В ГК «Дело» поясняют, что текущие темпы роста обусловлены проседанием импортных перевозок, отсутствием значительного увеличения транзита и существующими ограничениями для экспорта на Восточном полигоне. При этом в компании уверены, что в среднесрочной перспективе контейнерный рынок обладает значительным потенциалом для развития. Одним из ключевых факторов роста, по их мнению, остается процесс контейнеризации.

В компании отмечают, что доля контейнерных перевозок в общем тоннаже погрузки на сети ОАО РЖД увеличилась с 2,3% в 2014 году до 6,3% по итогам 2024 года, а потенциально может достичь 11% от грузовой базы железнодорожных перевозок. Для реализации этого потенциала, подчеркивают в компании, необходимы стабильная тарифная политика, увеличение количества ниток графика для контейнерных поездов, развитие современной терминальной инфраструктуры, а также совершенствование системы планирования перевозок.

Напомним, рынок контейнерных перевозок в России демонстрирует стагнацию с символическим приростом в 0,6% по итогам I квартала 2025 года, однако главным трендом стал радикальный разворот дисбаланса между импортом и экспортом. Об этом на международном форуме ESE ASIA 2025 заявил директор, первый вице-президент, член правления ПАО «ТрансКонтейнер» Виктор Марков. LR

Фото: © Анатолий Менжилий / Фотобанк Лори

Тэги: контейнерные перевозки, прогнозы







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх