Контейнерооборот упал. Грузы ушли на паромы. Приход мяса никто не заметил

17 апреля 2015

Ситуация в порту Калининград критическая

Контейнерооборот упал. Грузы ушли на паромы. Приход мяса никто не заметил

Паромный грузопоток вырос в полтора раза, но проблемы стивидорных компаний остаются по-прежнему нерешенными. Об этом «Логирусу» рассказал президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград Владимир Козырев.

Контейнерооборот порта Калининград за январь-март упал почти на 60% и составил 37,6 тыс. TEU. Местные СМИ пишут о возможном банкротстве 18 стивидорных компаний и сокращении порядка 20 тыс. человек, связанных с работой в транспортном комплексе, в том числе и в госструктурах.

– Ситуация в порту не столько ужасная, сколько критичная, – пояснил «Логирусу» президент Ассоциации стивидорных компаний порта Калининград Владимир Козырев. – Если говорить о сокращении работников на предприятии «Автотор» (производитель автомобилей KIA и BMW заявил о намерении снизить производство практически в два раза – LR) и двух терминалов, которые завязаны непосредственно на нем, – это Балтийская стивидорная компания и Калининградский морской торговый порт – у них ситуация, конечно, непростая из-за ухода GM. По разным оценкам, сокращение контейнерных грузов у обеих компаний составляет порядка 40%.

Однако для других стивидорных компаний ситуация с падением грузооборота началась намного раньше. «Она длится уже три года, если не четыре, – уточнил собеседник «Логируса». – Все усугубилось тем, что курс доллара поменялся, а ситуация с тарифами железных дорог Белоруссии и Литвы не изменилась. Сокращение транзитного грузопотока идет с 2009 года. В структуре грузопотока КМТП, по данным на 2009 год, нефть и нефтепродукты занимали 60%, сейчас – 19,9%. Падение грузопотока транзитных грузов превысило 45%. Сейчас их практически нет, у нас осталась только переработка – это стивидоры «Содружества-Соя», где перевалка увеличилась с миллиона до 4,5 миллионов тонн. Но это, повторяю, переработка, а не перегрузочная деятельность с одного транспорта на другой, что понимается под стивидорной деятельностью.

По словам эксперта, значительные сокращения штатов в стивидорных компаниях вполне реальны. «Да, будут пересматриваться объемы, это вполне естественно. На мой взгляд, реального банкротство владельцы не допустят: будет вялотекущий процесс, включающий сокращение рабочего времени и штата, а также консервацию производства до «лучших времен», – заметил Владимир Козырев.

– Заявления администрации порта о том, что январское падение на 30% произошло из-за теплой зимы, – это лукавство, поскольку ситуация просто усугубилась изменением валютного курса: в структуре железнодорожного тарифа присутствуют как белорусы, так и литовцы, одни берут в евро, другие – в долларах. Какие-то еще комментарии нужны? – приводит примеры собеседник «Логируса». – У нас по номенклатуре грузов на тонну увеличение составило порядка 850–900 рублей. Если подсчитать, сколько получится? Какие перспективы могут быть в смысле конкуренции с другими портами?!

Влияние санкций и антисанкций также сказалось на ситуации в порту. «Стало меньше импортных грузов, направляемых в область и РФ. Изменилась логистика грузопотока. Учитывая тарифы железной дороги и их уровень, груз из РФ «ушел» на паромы – их сейчас три, спасибо Минтрансу, – уточнил Владимир Козырев. – Паромный грузопоток вырос в полтора раза. Но это не решает проблемы стивидорных компаний и, думаю, даже при увеличении количества паромов не решит. Проектная мощность паромного комплекса ограничена, и весь транзит он не сможет обеспечить, даже если наращивать количество паромов».

– Без поддержки федерального правительства в части обеспечения равных условий для перевозки груза, как в адрес российских портов, так и в калининградском направлении, нам не обойтись, – считает собеседник «Логируса». – Причем, решение правительства о субсидировании транспортных издержек, связанных с доставкой грузов только для калининградских производителей, является хорошим, но недостаточным. Это решение не затрагивает основной грузопоток, а только, в лучшем случае, пятую часть от него.

Перерабатывающие предприятия Калининградской области – крупнейшие импортеры мяса. До введения антисанкций мясо из стран ЕС доставлялось автотранспортом, сейчас оно доставляется судами из стран Латинской Америки и Китая, однако мясной импорт не улучшил ситуацию с грузооборотом. «В общем грузопотоке его доля крайне мала», – подытожил Владимир Козырев.LR

Тэги: порт Калининград, АСКПК, санкции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх