Конкуренты уже дышат в спину крупнейшим жд операторам

9 декабря 2024

В тройку лидеров этого года вошли ПГК, ФГК и «Деметра-Холдинг»

Конкуренты уже дышат в спину крупнейшим жд операторам

За девять месяцев 2024 года железнодорожные операторы сократили погрузку и грузооборот. Лидером рейтинга осталась Первая грузовая компания (ПГК), но по грузообороту первое место заняла Национальная транспортная компания (НТК), пишет «Коммерсантъ».

ПГК осталась лидером в рейтинге железнодорожных операторов Infoline Rail Russia Top, хотя по ряду показателей она проигрывает растущим игрокам. Второе место стабильно у Федеральной грузовой компании. На третьем по-прежнему «Деметра-Холдинг» – крупнейший перевозчик зерна, активно скупающий более мелкие операторские компании.

Однако по грузообороту лидером неожиданно оказалась НТК, принадлежащая АО «Портовый альянс». Она превзошла во втором и третьем квартале ПГК по этому показателю, во втором квартале лидировала и по погрузке, а в третьем заняла второе место.

Что касается общей тенденции в отрасли, то грузооборот топ-10 рейтинга в третьем квартале вырос на 4,8% к тому же кварталу 2023 года, но погрузка сократилась на 8,8%. За три квартала по этим показателям наблюдается снижение на 1% и 5,4% соответственно, что говорит о падении погрузки на 4%, грузооборота – на 5,3-5,8% в зависимости от того, учитывается порожний пробег или нет.

В четвертом квартале ситуация станет еще хуже, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на НТК. Так, в четвертом квартале на показатели будут влиять плохая ситуация на сети, активная борьба ОАО РЖД с избыточным парком и индексация тарифа ОАО РЖД на 13,8% с 1 декабря, а не с 1 января.

В ПГК планируют сохранить лидерство по объемам перевозок после четвертого квартала, активно сотрудничая с ОАО РЖД и клиентами для увеличения маршрутизации, производительности вагонов и сокращения времени простоя при погрузке и разгрузке.

Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что результаты операторов в четвертом квартале, а также в отрасли в целом, будут негативными, но он предполагает усиление консолидации рынка, отмечая, что продажи операторов вне топ-20 с преимущественно лизинговым парком переходят к крупным игрокам с «Деметра-Холдингом» в роли ключевого консолидатора.

Заместитель генерального директора ИПЭМ Владимир Савчук высказал мнение о том, что ключевым фактором в четвертом квартале будет не столько повышение тарифов ОАО РЖД, сколько меры по отставлению парка вагонов. По его мнению, доля крупных операторов будет увеличиваться из-за упрощения административного взаимодействия с ОАО РЖД, в то время как малые компании могут столкнуться с проблемами.

Операторы, использующие технологию «вертушек» (поезда, курсирующие между двумя станциями), будут наиболее уязвимы, так как у них часто отсутствует резервный парк, и отставление вагонов может нарушить работу системы.

Напомним, что погрузка в апреле 2024 года сократилась на 3,6%, до 101,7 млн тонн, к аналогичному месяцу прошлого года, а суммарно за четыре месяца снижение составило 3,2%, до 397,5 млн тонн. LR

Тэги: рейтинги, железнодорожные грузоперевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх