Каждый второй Airbus neo в России не на лету

22 ноября 2024

При этом почти половина лайнеров может и не вернуться к эксплуатации

Каждый второй Airbus neo в России не на лету

Половина самолетов Airbus A320/А321neo в России приостановила полеты для сохранения ресурса двигателей из-за сложностей с их обслуживанием. Это затронуло 34 из 66 лайнеров данного семейства, и почти половина из них могут не вернуться к эксплуатации, пишет «Коммерсантъ».

Наиболее сложная ситуация у S7, у которой припаркован 31 из 39 таких самолетов возраста от трех до семи лет. Они составляют более трети парка перевозчика и оснащены американскими двигателями Pratt & Whitney. Из всех самолетов восемь A321neo стоят с 2023 года, а из 31 A320neo пять припаркованы. Также 18 A320neo были переведены в резерв с января по сентябрь 2024 года.

Компания планирует экономить ресурсы двигателей до начала следующего высокого сезона. Однако два других источника «Коммерсантъ» утверждают, что ресурсы двигателей более чем 20 ВС уже фактически исчерпаны. Всего в реестре Росавиации – 92 самолета.

Компания S7 владеет 27 самолетами A320/A321neo в России. У других крупных перевозчиков, таких как «Аэрофлот» и «Уральские авиалинии» также есть эти ВС: 9 и 11 соответственно; по 2 у «Северного ветра» и Smartavia, а также 3 – у «Северо-Запада».

Кроме S7, у всех перевозчиков двигатели Leap (CFM, Франция), которые считают менее проблематичными, чем двигатели P&W, используемые в ВС A320neo.

CFM выпускает двигатели Leap с 2013 года, а P&W производит двигатели GTF для neo с 2016 года. Оба двигателя имеют проблемы, связанные с конкурентной спешкой проектов в прошлом. Ситуация с Leap считается более устойчивой, а GTF требует более частого ремонта.

Ожидается, что Leap станет стабильнее в ближайшие два года, а GTF – в три-четыре год, пишет «Ъ».

Некоторые эксперты «Ъ» считают, что если самолеты A320/А321neo в России не будут ремонтировать, то с 2026 года они могут стать неспособными к эксплуатации. Так, представители авиакомпании «Уральские авиалинии» планируют уменьшить количество рейсов в зимний период для продления срока службы двигателей.

Возможность проведения ремонта двигателей A320/A321neo в России вызывает сомнения у экспертов. Несколько источников считают, что двигатели можно отправить за границу на ремонт, хотя запросы на разрешение на вывоз пока не получили ответа.

Некоторые предполагают, что перевозка и ремонт таких двигателей за границей может быть затруднен из-за сложностей с трекингом и отсутствия запчастей на мировом рынке. Однако есть мнение, что проблема с ремонтом двигателей Leap может быть решена путем импорта отдельных деталей.

Сейчас A320/A321neo занимают около 10% от иностранного флота в России, и в ближайшие годы эксперты не ожидают серьезного влияния на объем перевозок из-за этого.

Однако пассажиропоток уже практически прекратил расти из-за дефицита предложения. Ведущий эксперт Института экономики транспорта НИУ ВШЭ, Андрей Крамаренко, отметил, что занятость кресел достигла потолка в 93–95%. В 2025 году, по его словам, ситуация не улучшится, что приведет к сокращению среднегодового налета и перераспределению предложения кресел к лету. Роль остаточного ресурса в принятии решений будет расти с сокращением парка самолетов.

Другой собеседник из экспертного сообщества упомянул, что с 2022 года авиакомпаниям мешает сократить объем перевозок и экономить ресурсы установленная регуляторами планка пассажиропотока. Заметный сдвиг всех программ выпуска отечественных самолетов вызвал обсуждение будущих перспектив перевозок.

По прогнозам источника «Коммерсантъ», для S7 выведение A320/А321neo из эксплуатации приведет к сокращению перевозок на 10–15% в 2025 году. При этом возможные изменения зависят от объема выведение из эксплуатации других самолетов.

Напомним, что ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) разрабатывает предложения по изменениям в Налоговом кодексе, чтобы защитить три десятка авиакомпаний, обеспечивающих 26% пассажирских перевозок внутри России, от разорения из-за долгов за лизинг иностранных самолетов. LR

Тэги: самолеты, санкции







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх