«Каспийская конвенция» разделила море и уперлась в дно разногласий

13 августа 2018

В документе четко прописаны границы водных пространств, права на коммерческое судоходство и правила грузового транзита

«Каспийская конвенция» разделила море и уперлась в дно разногласий

12 августа в Актау президенты России, Казахстана, Ирана, Азербайджана и Туркмении подписали конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, пишет «Коммерсантъ». Так, она определяет принципы разделения водных пространств «моря − озера» Каспия. В связи с чем в текст документа введено определение 15-мильных территориальных вод, на территории которых прибрежный государства обладают всей полнотой юрисдикции. Их граница отныне и будет считаться госграницей. К территориальным водам прилегает 10-мильная рыболовецкая зона. Оставшиеся территории общие.   


Достаточно четко в конвенции прописано использование водных территорий. В частности, коммерческое судоходство, включая транзит, рыболовство, научные исследования и даже вопросы коммерческих перелетов над Каспием. 


Однако вопросы разграничения дна и недр так и остались «серой зоной». Так как практически вся эта территория является нефтегазоносным бассейном, споры на счет юрисдикции над различными его участками идут, не прекращаясь, со времен Советского Союза. Особенно острые разногласия у Азербайджана, Туркмении и Ирана относительно южной части моря. В связи с этим конвенция содержит лишь общую формулировку относительно раздела каспийского дна на сектора: «осуществляется по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права». Фактически это выглядит как неофициальное признание неспособности пяти прикаспийских стран договориться о правилах игры с нефтегазовыми запасами и транзитными трубопроводами, подчеркивает «Ъ».


Документ вступит в силу после ратификации всеми странами «каспийской пятерки» – Россией, Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном.


После проведения V Каспийского саммита, были подписаны еще несколько отраслевых документов. Среди них соглашение о предотвращении инцидентов в Каспийском море, о торгово-экономическом сотрудничестве и о сотрудничестве в области транспорта, а также протокол о сотрудничестве и взаимодействии пограничных ведомств.


Напомним, что ранее 31 июля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев одобрил проект соглашения между правительствами прикаспийских государств о сотрудничестве в области транспорта. LR


Фото: Алексей Никольский, пресс-служба президента РФ

Тэги: Каспийский бассейн, Каспийский регион, транзит, морские грузоперевозки, стратегия развития, законодательство







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх