К транспортному налогу все чаще применяется часть олимпийского девиза

4 февраля 2015

Региональным властям мила та часть, которая означает «выше»

К транспортному налогу все чаще применяется часть олимпийского девиза

Для бюджетов регионов повышение ставок транспортного налога на большегрузы существенной роли не сыграет, тогда как даже незначительное снижение ставки для российских «международников» в нынешних условиях очень важно. Так считает руководитель филиала АСМАП по Уральскому федеральному округу Александр Салаутин.

АСМАП опубликовал ставки транспортного налога в субъектах Российской Федерации для грузовых автомобилей с мощностью двигателя свыше 250 л. с. по состоянию на 1 января 2015 года в сравнении с предыдущим годом. Как выяснил «Логирус», в 2015 году в 42 регионах из 83 ставка транспортного налога для тяжелых грузовиков является максимальной и составляет 85 рублей за 1 л. с. В прошлом году таких регионов было меньше. Так, в Амурской области ставка увеличена до максимальной на 34 рубля, Московской области – на 13 рублей (для автомобилей старше 5 лет), Рязанской – на 8 рублей, в Чувашии – на 1 рубль.

В текущем году в 15 регионах ставки транспортного налога выросли и только в двух – были снижены. В Приморье налог повысился в среднем на 20 рублей, на Камчатке – на 18, в Ивановской области – на 10 рублей для грузовиков до 5 лет и на 27 – для автомашин старше 5 лет. В Брянской области на 12 рублей повышена ставка для «международников», в Волгоградской и Владимирской областях – на 10 рублей для всех тяжелых грузовиков. Меньше в этом году придется платить международным перевозчикам Нижегородской (-38,25 руб.) и Смоленской (-2,6 руб. для «Евро-4», -5,2 руб. для «Евро-5») областей.

В текущем году минимальные ставки (без разделения автомобилей по возрасту) составляют 15 (Ингушетия), 17 (Чукотка) и 24 (Мурманская область) рублей. При назначении ставок транспортного налога с большегрузов срок службы автомобилей учитывается в 8 регионах, в том числе в Московской и Ленинградской областях, а также в Санкт-Петербурге. Уточним: в перечисленных регионах владельцы транспортных средств с небольшим сроком использования платят меньше, чем владельцы старых грузовиков (в Ленинградской области разница составляет 40 рублей). Тогда как в Бурятии владельцы грузовиков до 5 лет платят значительно больше, чем собственники грузовиков со сроком службы свыше 10 лет. Аналогичная ситуация в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии (освобождены от уплаты налога владельцы автомобилей старше 30 лет), в Приморском крае собственники грузовиков до 3 лет платят на 30 рублей больше, чем владельцы «10-летних».

В зависимости от: мощности двигателя назначена ставка транспортного налога в Бурятии, от класса автомобиля – в Смоленской области, от вида перевозок – в Нижегородской, Свердловской, Брянской и Смоленской областях. В этих четырех регионах международные перевозчики платят меньше, чем остальные компании – владельцы автомобилей такой же мощности. В Татарстане при назначении ставки транспортного налога учитывается страна производства и нахождение авто в лизинге. Так, для транспортных средств, произведенных в России и оснащенных двигателями, соответствующими экологическим нормам не менее «Евро-2», а также находящимися на балансе лизингодателя и переданными в лизинг на срок не менее 1 года, ставка транспортного налога составляет половину от максимальной, т.е. 42,5 рубля.

Прокомментировать ситуацию «Логирус» попросил руководителя филиала АСМАП по Уральскому федеральному округу Александра Салаутина.

– В Свердловской области ранее было принято решение, что ставка транспортного налога для компаний, осуществляющих международные перевозки, значительно меньше, чем для остальных транспортников – 22,48 против 56,2 рубля. Решение сохранилось в силе, хотя вопрос о том, чтобы увеличить размер ставки до максимального уровня, поднимался, – пояснил собеседник «Логируса».

По мнению эксперта, увеличение ставки на 1–2 рубля для региональных бюджетов заметных результатов не дает, поскольку количество транспорта, используемого в международных перевозках, несоизмеримо меньше общего количества транспортных средств в регионах. «Полагаю, когда принимается решение поднять ставки для каких-то других групп автомобилей, повышают налог и для этих транспортных средств только с небольшим шагом, – поделился мнением Александр Салаутин. – Для региональных бюджетов это очень незначительная сумма».

– А вот для бюджета компании, да, любое повышение уже имеет очень такой большой вес, – комментирует собеседник «Логируса». – Даже 2–3 рубля с лошадиной силы (для международных перевозок используются машины с мощностью двигателя больше 400 л. с., в среднем в такой компании от 10 до 20 грузовиков – LR) для компании в нынешних условиях, несомненно, весомо. Фрахт падает, затраты в процентном соотношении растут. Плюс рост стоимости топлива. Для небольшой компании… Да, собственно, для любой, осуществляющей международные перевозки, это величины большие, а для бюджета региона это доход незначительный. Какой регион ни возьми, нигде – для себя смотрел по регионам Урала – большого дохода от международных перевозок именно по транспортному налогу нет.

Уменьшение или повышение ставок транспортного налога для «международников», по мнению эксперта, зависит от взгляда на проблему в региональных законодательных органах. Одни с пониманием относятся, а другие хотят лишнюю копейку себе получить. При этом рационально поступают те регионы, где ставка напрямую зависит от срока службы автомобиля или от его класса.

– Это важно не только для перевозчиков, но и для государства в целом, для экологии, – полагает Александр Салаутин. – Несомненно, нужно учитывать высокие экологические стандарты, снижая налоговую нагрузку по транспортному налогу. Это послужит стимулом для развития, для привлечения новой техники, для улучшения экологии. В тех же регионах, где владельцы новых транспортных средств платят больше, чем собственники грузовиков, отслуживших свой срок, подход в корне неверный. Очевидно, в этих регионах очень много таких грузовиков, и людей таким образом попросту стараются не оставить без работы. В любом случае, по каждому региону нужно учитывать реальную ситуацию: реальный процент машин, которые участвуют в перевозках, потребности промышленности и прочее.

В Татарстане, введя оговорку в отношении машин российского производства, стараются «продвигать» КАМАЗы. «И молодцы! – считает собеседник «Логируса». – Однако, по словам наших перевозчиков, лизинговые программы им неинтересны. Даже приобретая технику в кредит, перевозчик тратит меньше, чем по лизингу. Поэтому в лизинге в той ситуации, которая сложилась, уральские перевозчики стараются не участвовать. Никто из них не пользуется услугами лизинговых компаний, хотя несколько лет назад такие были.

– Для российских «международников» при снижении ставки транспортного налога важно то, что они хоть в какой-то степени – даже в очень небольшой, повышают свою конкурентоспособность и снижают затраты по сравнению с автоперевозчиками стран Евросоюза и ЕАЭС, – резюмировал Александр Салаутин. LR

Тэги: АСМАП, международные перевозки







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх