Аркадий Иванов: «К нам потянутся с просьбами не рушить «Шелковый путь»

14 декабря 2015

Но это произойдет лишь в том случае, если Россия будет вести себя умно

Аркадий Иванов: «К нам потянутся с просьбами не рушить «Шелковый путь»

Масштабные инфраструктурные проекты Китая с южными соседями России в рамках реализации «Нового Шелкового пути» для транспортировки китайских грузов в Европу вынуждают СМИ вновь и вновь обращаться к экспертам, чтобы выяснить, чем такое сотрудничество чревато для РФ.

Одни заявляют, что доставка морем была и останется самым конкурентным маршрутом, учитывая, сколько тысяч контейнеров доставляют новейшие морские суда за один рейс в отличие от железнодорожного состава. У других – большие сомнения вызывает плечо через Каспий и необходимость неоднократного пересечения границ – потери времени в пунктах таможенного контроля, что сулит Транскаспийскому коридору весьма туманные перспективы.

Третьи полагают, что доставка китайских грузов из дальневосточных портов в Европу по Транссибу может перетянуть на себя внушительный грузопоток и, таким образом, принести России значительные дивиденды. Но для этого нужно изменить тарифы. Такова, в частности, точка зрения директора по развитию компании «ТрансАзия-Русь» Аркадия Иванова.

– Сделать железнодорожный тариф по Транссибу конкурентным, и все! – комментирует ситуацию собеседник «Логируса». – Как было в начале двухтысячных, когда можно было возить 40-футовые контейнеры с Дальнего Востока в Финляндию за 600 долларов, и все не просто пошло, а повалило... Смогли же?! Значит, себестоимость позволяет?! Что мешает это сделать сейчас?! А если подождать, пока все эти страны вложат в свои объекты в надежде на совместное партнерство с Китаем побольше денег, а потом «выстрелить»… Тогда потянутся к нам делегации с просьбами не рушить «Великий Шелковый путь». И тот же Казахстан будет в их числе.

Иванов напомнил, как в начале 2000-х тогда еще Министерство путей сообщения ввело льготный тариф на перевозку контейнерных грузов с Дальнего Востока в Финляндию, надеясь получить часть транспортного потока из Азии в европейские страны. Однако ситуацией быстро воспользовались российские импортеры, которым доставка с Дальнего Востока в ту же Москву через Финляндию обходилась намного дешевле. По железной дороге они доставляли контейнеры в Котку и оттуда уже на машинах – в Москву.

– На 99% груз был российским – не финским и не европейским, – пояснил собеседник «Логируса». – Таким способом за несколько лет прошли десятки тысяч контейнеров, поскольку из Владивостока доставка в Москву обходилась намного дороже, чем через Финляндию. Поэтому и называли такие отправки ложным транзитом. К тому же не секрет, что в Финляндии делали тогда с документами на груз.

По настоянию РЖД с 1 января 2006 года тариф на доставку транзитных контейнеров был увеличен на 30%, что привело к прекращению регулярного транзита на Европу. При этом транснациональные океанские перевозчики снизили фрахтовые ставки, и транзит снова «ушел» в море.

Тем не менее, учитывая приобретенный тогда опыт в борьбе с ложным транзитом, у России сейчас есть шанс перетянуть на Транссиб часть уже реального транзита в ЕС, снизив железнодорожный тариф таким образом, чтобы маршрут из портов Дальнего Востока в Европу вновь стал конкурентоспособным, подытожил Аркадий Иванов.

Напомним также, что в 1997 году была создана некоммерческая транспортная организация с неограниченным сроком деятельности – Международная ассоциация «Координационный совет по транссибирским перевозкам» (КСТП). Сейчас ассоциация оказывает содействие в осуществлении перевозок маршрутными поездами в сообщении Китай – Европа. Так, при поддержке КСТП были организованы контейнерные сервисы Чэнду – Лодзь, Чжэнчжоу – Гамбург, Чунцин – Дуйсбург, Ухань – Лодзь и Иу – Мадрид.

За 9 месяцев 2015 года по этим маршрутам в Европу проследовало в общей сложности 208 контейнерных поездов, в составе которых перевезено почти 18 тыс. TEU. В обратном направлении 44 контейнерных поезда доставили в Китай менее 2 тыс. TEU.

Проект по доставке из Финляндии в порты Дальнего Востока с последующей отправкой в порты назначения Китая, Японии и Кореи, разработанный КСТП в 2010 году, просуществовал менее года из-за сложностей в портах и нестабильности загрузки сервиса. LR

Тэги: Шелковый путь, Транс-Азия-Русь, Транссиб, Транскаспийский коридор







Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег? Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Ваше имя*
Ваш e-mail*
*Всего одно письмо в неделю с дайджестом лучших материалов

Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте

Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости



Вверх
Вверх