К «союзным небесам» Россия пока не готова
4 ноября 2021Объединение регулирования воздушного транспорта двух государств – слишком сложный и дорогостоящий процесс
Минск предложил Москве создать единую авиаадминистрацию в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) или Союзном государстве, сообщает «Коммерсантъ». На подобный шаг Белоруссия решилась из-за угрозы новых европейских санкций, из-за которых Минск могут отключить от глобальной системы авиаданных.
По словам представителя Минтранса Белоруссии, новая объединенная авиаструктура по аналогии с Европейским агентством по безопасности полетов должна стать, как сообщает «Интерфакс», «регулятором как по вопросам авиационной безопасности, так и по допуску на рынок и созданию равных условий для всех авиаперевозчиков».
Предложение выглядит преждевременным, говорят представители российской авиаотрасли. На реализацию подобных планов может уйти около десяти лет. А в профильных ведомствах идея даже не обсуждается.
Напомним, около 15 лет обсуждался проект создания международной аэронавигационной системы «Восток» (МАС). Он предполагал создание межгосударственной навигационной системы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, однако так и остался на бумаге и был окончательно заморожен к 2019 году. «Камнем преткновения» стал вопрос софинансирования проекта его участниками. По словам экспертов, проект был дорогостоящим и «после пандемии это представляется еще более маловероятным». Помешал и ряд политических и технических сложностей.
Как отмечает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов, с правовой точки зрения объединенное авиарегурирование двух стран может быть обосновано созданием Союзного государства. Однако процесс может затянуться на десятилетия. Белорусам вряд ли удастся быстро обойти европейские санкции путем интеграции с РФ.
– Здесь надо понять, готова ли будет Россия принять риски, связанные с процессом интеграции, а также провести колоссальную работу по созданию нового наднационального органа и определению того, какие именно полномочия будут ему делегированы, – говорит Борисов.
В белорусском Минтрансе рассказали, что в случае запрета на лизинг самолетов иностранного производства для «Белавиа» перевозчик «перейдет на использование российских самолетов». На данный момент в ЕС идет обсуждение введения санкций только в отношении заключения новых договоров или запрета на продолжение действующих контрактов. В частности, Ирландия активно выступает за первый вариант, так как полный запрет может нанести ущерб ее финансовым интересам.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что у российских лизинговых компаний есть теоретическая возможность поставить «Белавиа» SSJ 100 и самолеты иностранного производства взамен существующего флота. Однако полная компенсация парка вряд ли будет востребована.
– Традиционной моделью «Белавиа» была связь между Россией и Европой. Сейчас Запад закрыт для перевозчика, и потребность в воздушных судах значительно скорректирована, – уточнил Пантелеев.
Напомним, пранее Пезидент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от своих министров обеспечить нормальное функционирование транспортной отрасли в условиях западных санкций и развивать альтернативные транспортные маршруты. LR
История вопроса
Эксперты: риск закрытия белорусского транспортного коридора минимален
Эксперт: облет Белоруссии не выгоден в первую очередь российским авиакомпаниям
Минск не против найти замену Прибалтике в Ленинградской области
Объединить регулирование воздушного транспорта директор департамента по авиации Минтранса Белоруссии Артем Сикорский предложил в качестве «коллективного ответа на авиационный экстремизм, который исходит от наших западных партнеров». На белорусском госпредприятии по аэронавигационному обслуживанию воздушного движения «Белаэнонавигация» готовятся к потенциальному отключению от глобальной системы авиаданных, так как 12 ноября Международная организация гражданской авиации может рассмотреть итоговое решение по инциденту с посадкой самолета Ryanair в Минске.Эксперты: риск закрытия белорусского транспортного коридора минимален
Эксперт: облет Белоруссии не выгоден в первую очередь российским авиакомпаниям
Минск не против найти замену Прибалтике в Ленинградской области
По словам представителя Минтранса Белоруссии, новая объединенная авиаструктура по аналогии с Европейским агентством по безопасности полетов должна стать, как сообщает «Интерфакс», «регулятором как по вопросам авиационной безопасности, так и по допуску на рынок и созданию равных условий для всех авиаперевозчиков».
Предложение выглядит преждевременным, говорят представители российской авиаотрасли. На реализацию подобных планов может уйти около десяти лет. А в профильных ведомствах идея даже не обсуждается.
Напомним, около 15 лет обсуждался проект создания международной аэронавигационной системы «Восток» (МАС). Он предполагал создание межгосударственной навигационной системы России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана, однако так и остался на бумаге и был окончательно заморожен к 2019 году. «Камнем преткновения» стал вопрос софинансирования проекта его участниками. По словам экспертов, проект был дорогостоящим и «после пандемии это представляется еще более маловероятным». Помешал и ряд политических и технических сложностей.
Как отмечает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов, с правовой точки зрения объединенное авиарегурирование двух стран может быть обосновано созданием Союзного государства. Однако процесс может затянуться на десятилетия. Белорусам вряд ли удастся быстро обойти европейские санкции путем интеграции с РФ.
– Здесь надо понять, готова ли будет Россия принять риски, связанные с процессом интеграции, а также провести колоссальную работу по созданию нового наднационального органа и определению того, какие именно полномочия будут ему делегированы, – говорит Борисов.
В белорусском Минтрансе рассказали, что в случае запрета на лизинг самолетов иностранного производства для «Белавиа» перевозчик «перейдет на использование российских самолетов». На данный момент в ЕС идет обсуждение введения санкций только в отношении заключения новых договоров или запрета на продолжение действующих контрактов. В частности, Ирландия активно выступает за первый вариант, так как полный запрет может нанести ущерб ее финансовым интересам.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что у российских лизинговых компаний есть теоретическая возможность поставить «Белавиа» SSJ 100 и самолеты иностранного производства взамен существующего флота. Однако полная компенсация парка вряд ли будет востребована.
– Традиционной моделью «Белавиа» была связь между Россией и Европой. Сейчас Запад закрыт для перевозчика, и потребность в воздушных судах значительно скорректирована, – уточнил Пантелеев.
Напомним, пранее Пезидент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от своих министров обеспечить нормальное функционирование транспортной отрасли в условиях западных санкций и развивать альтернативные транспортные маршруты. LR
Тэги: Белоруссия, ЕС, санкции, ограничения, авиаперевозки
Вам интересны самые значимые события отрасли, выставки и мероприятия, конфликты и сделки, интервью и невыдуманные истории коллег?
Подпишитесь на рассылку* и будьте в курсе!
Вам важно быть в курсе ежедневно? Читайте и подписывайтесь на наш Telegram
Хотите больше юмора, видео, инфографики - станьте нашим другом в ВКонтакте
Разместите новостной информер и на вашем сайте всегда будут обновляемые отраслевые новости